Мне захотелось написать эту статью по двум причинам. Во-первых, где-то в комментах было такое, что мол, как чудесно быть диким ангелом, типажи радостной каруселькой бегут по кругу, создавая это прекрасное явление.
Сразу спойлер: радостного в жизни метаморфов – это, в основном, мысль "фуф, выжил" после очередного испытания на прочность, и возможность перевести дух, тихо сидя в уголке. Все остальное время – тяжелый труд, направленный на это самое выживание.
И вторая причина – меня иногда ужасно гложет совесть за редко выходящие статьи и медленно двигающиеся консультации. А еще посещают подозрения, что читатели и клиенты обо мне по этому случаю думают не особенно лестные вещи. Не то чтобы прям начать оправдываться, но немного описать ситуацию хочется.
Метаморф, или оборотень, в истории мировой культуры – вымышленное волшебное существо, состоящее, как правило, из двух ипостасей – человеческой и звериной. Вместе с обликом меняет характер, чаще всего сохраняя одно и то же сознание.
В моей терминологии это микс, представляющий собой сочетание трех и более типажей, которые не слиты в единое целое, а "встают к рулю" по очереди. При этом каждый рулящий выводит на передний план в телесной оболочке свои внешние характеристики, двигается и ведёт себя в своём стиле, часто разрушая (особенно в социальном плане) то, что было сделано его предшественником. Переключение чаще всего происходит не по воле сознания, а стихийно.
На текущий момент мной описаны три метаморфа:
На подходе еще три, про которых я примерно знаю, что писать (один на на основе лошадки, второй на основе дровосека и третий на основе кошки), но это далеко не все, которые существуют.
Более или менее гармоничный метаморф с подружившимися и социализированными внутренними личностями выглядит очень круто, часто делает крутую карьеру, обладает различными талантами и долго не стареет. Можно еще много разных бонусов перечислить, которые приносит с собой такое устройство организма, но я сегодня буду перечислять не бонусы, а те круги ада, через которые проходит этот человек в своей жизни. И проходит он их независимо от того, станет потом успешным, или нет. Он проходит их по умолчанию, едва родившись, и еще не успев ничего понять.
ЗДОРОВЬЕ
По моим предположениям, то, какой у вас типаж, диктует режим гормонов в организме (какого гормона чуть больше, какого чуть меньше). Под словом режим я понимаю расписание производства этих гормонов в теле. То есть, например, тестостерона и кортизола вырабатывается не просто столько-то, а в определенное время дня, в определенных сочетаниях с другими гормонами и тд. У всех одинарных типажей ежедневный режим плюс-минус одинаковый, что дает им стабильный тип самочувствия, настроения и поведения. У метаморфов никакой стабильности нет (по кругу их типажи не бегут, а прыгают кто во что горазд). Гормоны выделяются неуправляемым образом, только что хотелось рыдать от умиления, и вдруг накатывает бешенство или равнодушие. Но просто хаос, это полбеды. Беда начинается именно при чередовании режимов гормонов. Пару недель вы прожили в стиле трудолюбивой лошадки (устроились менеджером по продажам, сняли квартиру, познакомились с приличным мужчиной), потом включился наглый харизматик носорог (поменял работу на бармена, соблазнил и бросил босса (хозяина ночного клуба), съехался с отбитой компанией молодежи). Носорог вытянул самовлюбленную ленивую косатку, которая решила, что слишком хороша, чтобы ходить на работу и спустила всю заначку на одежду и косметику. Тут богомол решил немного поболеть, пришлось залезть в долги. Совестливая голубка распродала все имущество за бесценок, чтобы оплатить долги, а остальное пожертвовала нуждающимся. Просыпается лошадь, садится среди голых стен на голую же пятую точку, и говорит "ну вы серьезно?"
Если данная тема вас по-настоящему заинтересовала, и вы хотите глянуть на неуправляемость переключений метаморфа его глазами, прочитайте книгу "Множественные умы Билли Миллигана".
Какое может быть здоровье у человека, не имеющего не только внятного режима дня (подъем и отбой, питание, физическая активность), но еще и постоянно находящегося в напряжении из-за непредсказуемости собственного поведения, я думаю, понятно. Нарушения сна и работы органов пищеварения, скачущее кровяное давление (чаще, впрочем, низкое), нервное истощение, мнительность, склонность к депрессиям или истерикам, слабый иммунитет и так далее.
То есть оно от природы уже такое себе. Но когда метаморф взрослеет, учится управлять типажами и начинает понимать, какой кайф включать несколько из них одновременно, он буквально сжигает себя такими перегрузками. Тут многое зависит от самого метаморфа. Если он старается своему организму помочь, изучает действие продуктов, трав, лекарств, медитаций и самопрограммирования, уделяет время отдыху и досугу, в общем, старается себя сберечь и укрепить, результат будет, хоть и не сразу. Но стоит ему увлечься творчеством, стимуляторами, упорной работой или депрессией, как тело начинает чуть ли не разваливаться на куски. А некоторым, особо талантливым искателям эйфории, удается даже полностью себя уничтожить в довольно молодом возрасте. Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт... (с) Нет, это не трагически. Это бесхозяйственно и неосторожно. Да, я тоже склонна увлекаться. Оно невыносимо манит, нечеловечески, это желание гореть факелом. Особенно, когда вдохновение есть. Или наоборот, лежать и желать исчезнуть с лица земли, когда его нет и ничто не клеится. Тоже засасывает и тоже разрушает.
Преодолевать эти пожары и трясины и успевать хоть как-то зарабатывать на жизнь и самоукрепление – задача не просто не из легких. Это марафон, который никогда не кончается.
ОБЩЕСТВО
В литературе оборотней ненавидят и боятся. Как обстоят дела в реальной жизни? Точно также. Только еще хуже. Удачливым метаморфам завидуют и с наслаждением обсуждают и "отменяют" их, если представляется возможность. Неудачливых презирают и травят. За что?
Ну, во-первых, в моменты своей неуверенности метаморф очень слаб, уязвим и податлив. Жалкое подобие человека, а не человек. А в моменты силы доверчив и опрометчив. Как такого не пнуть, самоутверждаясь? Во-вторых, расцветший и вошедший в силу метаморф больше похож на супергероя, чем на человека. Или на титана эпохи Возрождения. Ну эти, которые одной рукой фехтовали, другой писали картины, при этом не переставая сочинять мировые литературные и философские шедевры на шести языках, плавно чередуя стихи и прозу. А ты даже в одном направлении ничего интересного не сделал. Как их не ненавидеть?
Но даже в среднем состоянии метаморф чертовски неприятен. Только ты приспособился к поведению кошки-хитрушки, как вдруг пoпep голубиный драматизм с моралями и нотациями, потом тебя по-косаточьи ловко развели на вoждeлeние и почти влюбленность, а потом с лебединой надменностью взглядом сравняли с землей. Ты договариваешься о чем-то с человеком, а он уже и не помнит об этом. Ты ему доверил свой секрет, а он его преспокойно использовал в своих целях (но ведь он только что был прям... братюня?) Или ты хочешь с ним поделиться проблемами и вместе выпить, а у него стеклянный взгляд и полное равнодушие. И да, он всегда удачливее тебя. Или тебе так кажется.
Как это выглядит со стороны метаморфа. Сначала тебе четко дают понять, что вот таким тебя общество любит, а вот таким не приемлет. И ты сажаешь своих братьев и сестер во внутренние темницы, чтобы не дай Бог, никто не узнал, что ты мог бы стать королем воров или великой куртизанкой.
Да, это ты их сажаешь на цепь (откуда они временами срываются, оглушив охрану алкоголем или чем потяжелее), но ненавидишь ты общество, начиная с законодателей и заканчивая положительным несложным Васей рядом с тобой.
Начало приспособленчеству положено, дальше ты смотришь на тех, кто преуспел и понимаешь, что есть преступления, за которые не накажут, а которые, наоборот, помогут твоему благополучию. Хитрость, лицемерие, предательство, подлость, мошенничество, цинизм... столпы общества намного хуже твоих внутренних узников, они просто несравнимо преступнее. Нет, таким ты не хочешь быть. Разве что с ними же. Бей врага его же оружием. Но вот ты находишь единственную родную душу в этой безнадеге, делишься с ней мечтами, слушаешь ее, греешься у огня надежды, что вас таких много. Назавтра родная душа ляпает бред за бредом, от которого все твои внутренние алтари прямо трясутся от ярости. Чужой. Этот тоже чужой. И ты перестаешь на него реагировать. Он просто часть безнадеги, часть плоского мира, в котором объемным и ярким быть нельзя. Ах да, вон тому чуваку ты что-то обещал. Но сегодня (и еще пару недель) ты будешь просто выживать. Вытаскивать себя из отчаяния, то и дело садясь отдохнуть и застывая на долгие часы в попытках понять, что именно тебя так мучит, и от этого проваливаясь все глубже в трясину. Все обещания потом, если удастся выжить.
Как вы понимаете, этим двум берегам (метаморфу и человеку со стабильным внутренним миром) не сойтись. И не надо. Метаморф должен наплевать на общество, уйти в свой уголок и, работая над собой, научиться: а) создавать уникальные ценности, б) грамотно подавать их обществу, но не общаясь с ним напрямую, а через определенный узкий круг, который примерно разделяет его идеалы, в) доверять только себе и надеяться только на себя.
СЕМЬЯ
Метаморфов всегда травят в детстве или они сами (что значительно реже) руководят травлей, но даже во втором случае они отчаянно одиноки и измучены отсутствием близкой души. Так происходит даже тогда, когда в семье есть другие метаморфы, и эти другие любят маленького растущего метаморфенка.
И это самый странный момент, потому что как-то так всегда складывается, что метаморфа в семье не понимают или понимают неправильно, и наиболее мучительные раны метаморф получает от родных и близких, чему пытается (крайне неуклюже и даже агрессивно) сопротивляться, спустя годы страшно терзается, переживая с каждым новым взрослением все события под другим углом, жалея себя и ненавидя близких, потом жалея близких и ненавидя себя, потом ненавидя и жалея всех сразу. Если с годами удается нормально договориться с родными и обсудить прошлое, то они рассказывают метаморфу абсолютно идентичную историю про то, как он их обижал, и как они от этого страдали все эти годы, ненавидя и жалея его и себя.
И да, в растущем метаморфе родные чаще всего видят только слабости и недостатки и страшно давят на него, заставляя стать хоть кем-нибудь, ведь "у подруги ребенок уже чемпион, а ты тютя". Это при том, что в среднем метаморф только к 30 начинает понимать, чего он на самом деле хочет в жизни (до этого просто мечется, пытаясь понять, какой и зачем он).
ЛЮБОВЬ
Для того, чтобы найти себе любовь, метаморфу нужно соблюсти сразу несколько условий.
1) Этот человек должен быть еще и верным другом, потому что это то, в чем метаморф больше всего нуждается и почти никогда не имеет (а для него друзья имеют сакральное значение).
2) Этот человек должен разделять сложные и запутанные идеалы метаморфа (поскольку метаморф сам сложный и запутанный, идеалы у него такие же).
3) Этот человек тоже должен быть метаморфом, с примерно таким же числом личностей внутри.
4) Каждая личность метаморфа должна одобрить найденного человека.
5) ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ: каждая личность метаморфа должна найти себе пару среди личностей этого человека.
6) События должны сложиться в пользу этих двух метаморфов (может быть большая разница в возрасте или культурном уровне, или кто-то несвободен, или они принадлежат к враждующим социальным группам и тд).
И кроме того, второго метаморфа первый метаморф должен тоже по всем этим пунктам устраивать.
Ну вы поняли, насколько это сложно.
РАБОТА
С работой еще сложнее, чем с любовью (отношения в рабочем коллективе и с начальством здесь не учитываем, только саму профессиональную деятельность). Кроме того, что она должна нравится всем внутренним личностям (или хотя бы не травмировать их), есть еще один важный момент. Любовь мы, как правило, рассматриваем как источник энергии, а работе надо ежедневно отдавать кусок себя. Серьезно: работа находится в более интимной близости с нашим "я", чем муж, жених или возлюбленный.
(Так что мужчины, требующие, чтобы их женщина не работала, ведут себя вполне логично, хоть и жестоко). Не знаю, как вы, но ради работы я готова на многие вещи, которых мужчина от меня не добьется, даже прикладывая большие усилия. Я готова пожертвовать сном, едой и спортивной активностью (читай: красотой, здоровьем и годами жизни), чтобы дописать интересный текст к занятию или собрать красивый коллаж для клиентки. К тому, чтобы понять, от какой работы меня так штырит, я шла сорок лет. Если бы я к этому в итоге не пришла, я бы, вероятно, начала понемногу терять себя как личность.
Хотя, мaть вашу, драгоценные взрослые, маленькая девочка Бажена хотела быть художницей и писателем. И говорила об этом!!!
Подводя итоги, скажу вот что: любимые мои сложные девчули! Вы настоящие бриллианты (хотя для вас мне пока нереально сложно подбирать стилевые рекомендации). Терпите и работайте над собой. Оно того стоит! Не менее любимые одинарные девочки и монолитные миксы! Не держите зла на нас нарядных за наши умения и особенности. Мы очень хотим быть интересными для общества, быть полезными обществу, быть любимыми обществом. То есть вами. Наши таланты нам даны, чтобы что-то хорошее делать для всего человечества. Без вас мы не ценны. Вы наши зрители, судьи, те, для кого мы что-то новое и хорошее делаем. Мы часто завидуем тому, что ваша жизнь спокойнее и легче нашей. Но мы все-таки бодро несем свою ношу, в надежде на то, что общество однажды нас тоже примет и признает родными. Хорошими. Правильными. Такими, которым позволено быть.