Найти тему

Чёрти что на чертоварне: о романе Евгения Витковского "Чертовар"

Пост удалила с цитатами из книги, так как внезапно дочитала раньше, чем планировала. Тут надо написать сразу, пока впечатления не стерлись. А они странны-ы-ые... На ЛайвЛиб будет, конечно, но не полностью.

Если бы я, добавляя книгу номинанта "Роскона", так заинтриговавшую меня описанием и названием, догадалась посмотреть, что это цикл да ещё и подцикл, и начала с первой книги, то явно поняла бы побольше. А так в начале в голове случилась большая каша, мозг вскипел и начать варить летящие в него со страниц книги слова, а не переваривать. Переваривать он начал потом, когда кое-как продрались через "лекцию" о видах молясин и началось какое-никакое действие. Ну и в географии я хорошо разбиралась, чай не даром дача под Тверью, Конаково, Решетниково да Городню знаем, плавали, как говорится, ибо море там Московское.

Аннотация гласит:
Покуда главный герой романа, Богдан Тертычный, сдирает шкуру с чертей, варит из них мыло, пускает их зубы и когти на ювелирные изделия, - человечество продолжает решать вопрос вопросов: Кавель убил Кавеля или Кавель Кавеля. Пока не найден ответ - не начнется ничто! Спасая людей, тонет герой-водяной, чтобы новой зеленой звездой озарить небо; идет по тверским болотам в поисках России караван трехгорбых верблюдов; продолжает играть на португальской гитаре Государь Всея Руси Павел Второй, и несмотря ни на что, деревья растут только ночью. Кончается роман, а нам лишь остается спросить друг друга: Господа, кто знает, все-таки Кавель убил Кавеля или Кавель Кавеля?.. По секрету - скажите!"

Так что же это оказалось такое? Очень альтернативная Россия первого десятка годов двадцать первого века. Москва. Новоявленный мент Кавель Адамович Глинский, ранее специалист по кавелизму и молясинам из упраздненной Федеральной службы по борьбе с сектами, получает первое дело - расследование убийства негра на ж/д станции "Тридцать третий км". Однако, как оказалось, опасность грозила самому Кавелю Адамовичу, ведь его преследуют Истинные Кавелиты во главе с его полным тезкой Кавелем Адамовичем Глинским, который провозгласил в один не самый лучший для себя момент, что Начало Света придёт тогда, когда в жертву будут принесены все Кавели, кроме него, естественно. Ведь, как неизвестно, Кавель Кавеля или Кавель Кавеля. Вот и похитить решили Кавеля, но тот успел своему старому другу по школьной скамье (буквально) телеграммку кинуть в город сокрытый из-за аномальных особенностей местности Арясиным названный, где чертоварня у того была. Так в сюжет, да, он тут есть, хотя периодически впадает в прострацию от переизбытка бредовых чудес и подвывертов людей той Руси альтернативной, врывается чертовар Богдан Арнольдович Чертычный. И как заверте... Ой...

Портрет Евгения Витковского работы Наталии Верди, 1998 год, и обложка книги, издательство "Водолей Publishers", 2007 год
Портрет Евгения Витковского работы Наталии Верди, 1998 год, и обложка книги, издательство "Водолей Publishers", 2007 год

Нет, это я не сошла с ума и не морочу вам голову. Это книга такая. Тут всё перевернуто. Но перевернуто правильно, несмотря на то, что кажется всё полнейшим бредом и несуразицей. Это как у нежно любимого мной Бротигана, только в куда большей степени. Это сатира. Бредовая, но дюже едкая. Взять к примеру кавелитов того или иного течения, а их ой как много. Ведь это такая пародия крутая. Очень. Ведь по сути все люди во что-то верят, да? Да. Кто в чёртей, кто в ангелов, кто в древних богов, кто в инопланетят, в приметы, в пророчества, в... Ну вы поняли - во что угодно. В любую ересь, что придётся по душе, заменит пустоту и придаст значение существованию, себе на службу поставив. А знаете в чём сила Богдана? А сила его не в вере, а в неверии. И велика она сила его неверия. Он даже в чертей, которых разделывал, не верил. И в Водяного Фердинанда, который ему в соленом пруду икру черную метал, которая не белужья, конечно, но с блинами пойдёт. А вот в рояль кустовой верил. Более того, рояль сей по имени Марк часто путников в нужную точку выводил. Полезный инструмент. Говорящий контроктавой между прочим.

Дальше события разворачиваются широко, персонажей появляется много и самых разных: от нечести всякой до Императора России. Заглянем и в Киммерию, и в Антарктиду. Сразимся с воинством истинных кавелитов и с местными арясинскими китайцами, что приплыли на землю, где их предки настоящую армию глиняных воинов закопали. Да, здесь куча отсылок к самым разным легендам, мифам, сказаниям. Тоже перевертышами, конечно. Градус бреда соответствует и не спадает. А какие зато обороты автор заворачивает! Про силу неверия уже писала выше. А как вам "изъятие содержимого из одержимого груза"? А "музей всенародного рукоприкладства"? Или наблюдение о временах: "Россия пребывала в очередном припадке смены мнения о самой себе"?

Евгений Владимирович Витковский, фото с сайта literart.ru
Евгений Владимирович Витковский, фото с сайта literart.ru

Есть и пророческое. Вот эта цитата сразу про новый закон о языке напомнила:

"Кто, как не Георгий, подал отличную идею запретить выражение "ехать в Россию", затребовав, чтобы говорилось только "на Русь!" И налог за нарушение правильного словоуботребления - в казну. Как обычно."

Без оценки. Потому что оценить мне было так же сложно, как и читать. Местами мне хотелось бросить книгу раз и навсегда, а местами я оторваться не могла.

Не рекомендация. Такие книги нужно выбирать исключительно по собственному почину, так как странное это чтение и сложное. Хотя, конечно, в данном случае я сужу по себе. Кто-то больше поймёт, про все отсылки, про все намёки и всё прочее. И хорошо бы почитать отзывы, чтобы понять, что это такое, только вот беда в том, что их практически нет. Нашла два на фантлабе, причем один про графаманство, а другой восторги выражает. Поэтому пусть теперь будет и мой.