Еще о фильме и революционной семье Ш. из Яранска.
В фильме «Сельская учительница» показан эпизод, как получил от ворот поворот Пров Воронов, но пришло другое время и вот уж он на ступенях рабфака Горного института…
В записках Н. Мокеровой[1].…
«Родители за ручки не водили детей в школу, даже ни разу там не были. Раз мальчики поступили в школу, книги казенные получали, надо самим зарабатывать на одежду. С товарищами по рекомендации или со старшим братом или поступали в церковный хор. Сначала получали в месяц 20 копеек, а потом через год-два и рубль. Эти деньги отдавали маме на сапоги, рубашку, картуз для себя...
Смешливый, бойкий был брат Андрейка. Один раз приходит из школы и хвастается:
– А мы сегодня из школы на извозчике приехали (3 копейки рейс)…
Был чудесный летний вечер. Солнце уже уходило за горизонт, оставляя после себя золотисто-розовые облака. В такой тихий вечер можно покататься на лодке, конечно вверх по реке в пряно пахнущие луга, еще не скошенные. В лодке были две сестры Капа и Надя, два брата Ваня и Андрей. Отдых без песен не отдых. Поют одну за другой революционные песни. Плывут по речке обратно к городу и решили поплыть вдоль города под мост и вниз по реке. А песни не прекращали – они по вечерней заре раздаются и слышны в городе. Кто-то из товарищей увидал: дураки, два полицейских картузы свои не сняли, а задумали наше убийство. На перила моста положили бревно и выглядывают: скоро ли крамольники подъедут, чтобы бревно бросить на них...
А лодочка повернула к берегу, укрепили ее у мосточка, сами скорым маршем в клуб-мастерскую. Поставили самовар, купили баранок и празднуют победу над дурнями в заметных фуражках…
Но...
Андрей, окончив реальное училище, сдал экзамен в Горный институт в Петербурге, но не был принят, как член революционной семьи. 2 года он был в мастерской у отца столяром и в одну трудную минуту (имел револьвер) застрелился».
[1] Н. Мокерова. Зарницы коммунизма. Орск – Яранский краеведческий музей.