Найти в Дзене

Svältvinter. Hädangången (2020). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: black metal

Страна: Швеция

Лейбл: Self-released

Дата выхода: 14 августа 2020

Формация Svältvinter (“Голодная зима”) была образована в 2015 г. в шведском городе Троллхёттан. С самого начала музыканты намеревались исполнять блэк-метал, по-шведски мощный и свирепый, напоминающий о работах Dark Funeral, In Battle, Setherial, Svartsyn и Valkyrja. В формате первых двух EP Svältvinter разрабатывали собственный стиль, заявленный не иначе как anti-urban black metal, представляющий собой смесь традиционной блэчины и панк/хардкора с очень жесткой и гневной лирикой.

Теперь же мы рассмотрим их дебютный полноформатный опус Hädangången, что в переводе со старошведского обозначает “смерть”. В рамках этого лонгплея шведы продемонстрировали недюженные возможности и определенно вышли на новый уровень. Это необычайно сильный прорыв от преимущественно бескомпромиссного и брутального материала без каких-либо излишеств к более солидным и атмосферным наработкам. Вероятно, столь резкие изменения связаны со сменой большей части состава: к “старичкам” в лице Svaltrot’a (вокал) и Skogsfodd’a (ударные) примкнули гитаристы Myrding и Vargtand, а также басист Gunddhakh.

С одной стороны Svältvinter остались верны своей необузданной блэковой ипостаси с твердым угловатым саундом. Они все также атакуют аудиторию смертоносной лавиной отборнейшего “черного метала”, ощерившегося гневным, захлебывающимся скримингом, обилием холодящих тремоло-риффов и штормовых ударных, совмещая примитивную сырость и стихийную мощь. Стоит отметить, что гитарные линии стали гораздо выразительнее, обогатились техничными наслоениями, появилось больше грувистых кусков; партии баса стали более рельефными и значительными, сама же структура композиций – сложной и непредсказуемой, аранжировки – искуснее.

Но это одна сторона медали. В поисках вдохновения шведы осмелились заглянуть в самые потаенные и темные глубины своего Я. Концепция альбома посвящена теме смерти и размышлений о ней через призму разрушения окружающей среды, природных циклов и пагубного влияния социума. Анархический дух предыдущих релизов заметно уступил место громогласным душевным порывам и философской патетике. Hädangången превратился в масштабное, преимущественно мрачное полотно, где беспросветные оттенки ослепляющей ярости переходят в меланхолические, неизменно холодные полутона, полные созерцательности и опустошающей тоски.

Отдельные композиции обрели эпический и вместе с тем рефлексирующий тон, приближающий материал к атмосферик-блэковым канонам с нотками депрессии. Нет, это не та разжиженная аморфная субстанция с наглухо забитыми гитарами, что стала пользоваться популярностью последние лет десять. Svältvinter остаются суровыми и угрюмыми, как истинные сыны Скандинавии: их звучание вдохновлено мрачными бесприютными ландшафтами, что очень сильно влияет на мировоззрение. Кровожадные всплески шквалистой агрессии и исступленной бойни поэтапно сменяются среднетемповыми эпизодами с медитативными зацикленнными аккордами, которые нагнетают взрывную кульминацию и медленно растворяются в затухании.

Альбом чрезвычайно скуп на мелодии, они пробиваются робко, словно первые травинки из-под снежного покрова. Но в данном случае уместнее говорить о мрачной довлеющей ауре, что словно саван соткана из звериной ярости, печали и застарелой скорби. Лирическая сторона Hädangången выражена в эпизодических партиях пианино и участившихся акустических зарисовках, ее природная “варварская” сущность – в отдельных песнопениях ритуально-первобытного характера и легких фолковых вариациях все той же акустики.

Hädangången – это впечатляющее, эмоционально сложное произведение, пропитанное гнетущей северной меланхолией, непредсказуемое, угрожающее, дикое, в чем-то ранимое и… величественное. Альбом словно разрывается между своей хаотической сущностью и стремлением обрести гармонию. При этом он может оказать сильное воздействие на сознание. Здесь важна последовательность повествования: необходимо прослушать лонгплей от начала и до конца, дабы проникнуться его духом, пропустить через себя скорбь одиночества, ощутить прикосновение смертной длани и в конце испытать настоящий катарсис.

Svältvinter в очередной раз доказали, что, несмотря на консервативность жанра, блэк-метал может быть очень многогранным и глубоким явлением, при этом ничуть не пренебрегая своей исконной экстремальной сутью.