Найти тему
Полит74

Мастерица Татьяна Варенцова раскрыла сакральный смысл палащельской росписи

В каждом символе народной росписи имеется сакральный смысл. Каждый штрих обладает определенным значением.

Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказала Татьяна Варенцова, руководитель клуба лоскутного шитья «Успех», автор книг о мезенской (палащельской) росписи. На сегодняшний день у мастерицы готовится к изданию уже четвертая книга об этой удивительной росписи.

- В этой росписи - сакральный смысл. Каждый штришок, животинка имеет значение. Например, некоторые элементы палащельской росписи означают укрепление семьи – два коня с переплетенными ножками, а между ними древо рода. Старожилы говорили об этой росписи, что это все к добру. Роспись на прялках делилась на три части – верхний мир, центральный и подземный. В центральном рисовали коней – конь солнца несся слева направо по часовой стрелочке. Верхний ряд – олени, все это разбавлялась геометрическим орнаментом. В верхней части рисовали птиц – это души ушедших предков, которые нам помогали. В центре рисовали окно, где обращались к небесам, - объясняет мастерица.

Татьяна Варенцова увлеклась творчеством, когда вышла на пенсию. Она отмечает, что на освоение народных ремесел нужно очень много времени. Сама мастерица занимается в клубе лоскутного шитья.

- Сначала мы узнаем тему, чтобы что-то изобразить, потом ходим в музеи, роем интернет, изучаем историю крестьянского быта, чтобы это передать. Наши проекты потом занимаются призовые места – в 2021 году мы взяли Гран-при на фестивале «Лоскутная мозаика», на фестивале «Лукоморье», у нас много побед, - делится Татьяна.

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Наиболее старинная датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

- Палащельские мастера делали краски из природных материалов. Берега на Севере крутые, глинистые – они собирали эту глину, крошили, запаривали, смешивали с лиственной смолой, выдерживали в печке, и получалась красная кирпичная краска. Черную делали аналогичным способом из сажи. Делали олифу, которая заменяла им лак, из конопляного семени. Сейчас рисуют акриловыми красками, темперой, гуашью и даже акварелью, - объясняет мастерица.

Она отметила, что начала писать книги просто для того, чтобы сохранить собранные знания. У людей есть интерес к народной росписи. В музеях можно увидеть много изделий, например, прялок, изготовленных палащельскими мастерами.

- Многие мне присылают фотографии, зная, что я восстанавливаю рисунки со старинных прялок. Люди, которые заинтересованы в восстановлении росписи, используют их в работе. Я не в коммерческих целях пишу книги, у меня благая цель – восстановить самую древнюю русскую роспись, - говорит челябинка.