Найти тему

Женщины в искусстве | Ульяна Смелова

Привет! На связи Ульяна Смелова - ваш патруль в мир искусства.

Если прийти в любой приличный музей и пройтись по списку имен, мы встретим буквально пару женщин художниц в огромном множестве мужских фамилий.

Немецкий художник Георг Базелиц как-то сказал: «Женщины не очень хорошо рисуют. Это факт. Рынок не лжет».


Так все-таки есть ли гендерная дискриминация у художников или женщины и правда «хуже рисуют»? 🤔

Заходя издалека можно с уверенностью сказать, что до эпохи Возрождения искусство было лишь церковным, к которому допускались лишь монахи мужчины, а все остальное творчество считалось ремеслом.

Начиная с 15-16 века и то, в основном в Италии, изобразительное искусство получает некую самостоятельность и начинает развиваться и вне церкви🕊️ Однако выражение «искусство - это бизнес» зародилось именно в те времена, у картины всегда был богатый заказчик и фантазия и самовыражение художника мягко говоря никого не интересовали.
В период до 16 века единственная женщина художница известная нам - Артемизия Джентилески 1593 года рождения (уже эпоха Барокко на минуту). И если прочесть краткие факты ее тяжелой биографии становится понятно, что за свой талант и небольшую известность она заплатила огромную цену.

Работа Артемизии Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613г.)
Работа Артемизии Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613г.)

Но зная историю такое положение женщины можно объяснить главенствующим патриархатом и консервативными традициями, не позволявшими женщине не то что самовыражаться, а даже просто работать. Были и десятки случаев присвоения мужчинами работ своих жён или продажу работ под мужским именем.

#советую на это тему есть замечательный фильм «Большие глаза» 2014г.

В истории оставили след лишь те женщины, для которых искусство становилось профессией, перечеркивавшей все остальные формы их социальной активности. Но кое-кто винит в этом само «качество» женского искусства🫢

Говоря о современном мире искусства — также существует явный гендерный дисбаланс. В среднем, в мире авторы примерно 90% всех произведений искусства, представленных в крупных коллекциях — мужчины. Самая дорогая картина художницы — «Дурман / Белый цветок № 1» Джорджии О'Кифф — даже не входит в число 100 самых дорогих проданных картин.

«Дурман / Белый цветок № 1» Джорджии О'Кифф 1932 Модернизм
«Дурман / Белый цветок № 1» Джорджии О'Кифф 1932 Модернизм

Что касается России, то на российском рынке современного искусства по результатам аукционных торгов с 2000 года, в среднем только 4% от общего оборота приходится на продажу работ женщин художников.

Почему же женское искусство ценится намного меньше, чем мужское?

Современные ученые проводили ряд исследований, показывая респондентам похожие по стилю картины, написанные мужчинами и женщинами.

Когда попросили спрогнозировать ценность и известность авторов картин, люди выбрали художников-мужчин.

Так произошло не из-за эстетических предпочтений или неполноценности женского искусства, а поскольку художникам-мужчинам исторически было дано больше возможностей стать художниками и, следовательно, стать известными, произведения искусства мужчин воспринимаются как имеющие более высокую ценность.

Задача будущего состоит в том, чтобы изменить восприятие общества, которое не дискриминирует, а просто соглашается с дискриминацией.