Художница никогда не отрицала, что в первую очередь была карьеристкой, а уже потом — женой и матерью. Помимо Леннона у нее было еще несколько браков, и в каждом из них она искала не страсть, а выгоду.
Когда Йоко Оно обвиняли в том, что она по-настоящему не любила ни одного из своих супругов и использовала мужчин, чтобы построить карьеру, она находила в себе силы только на грустную улыбку. Художница признавалась, что еще в детстве поняла простую истину — в жизни нужно рассчитывать только на свои силы и хвататься за каждый шанс, который выпадает на твою долю. Даже если это причинит кому-то боль.
Детство Оно было тяжелым сразу по нескольким причинам. Она застала Вторую мировую войну, поэтому яростно выступала за пацифизм, училась в элитной школе, но постоянно сталкивалась с насмешками одноклассников, и даже дома чувствовала себя лишней.
Ее родители — Исоко и Эисуке происходили из знатных и благородных семей, женились друг на друге по расчету и всю жизнь сохраняли прохладные отношения. Когда у них появилась дочка, они обеспечили ей безбедную жизнь, дали хорошее образование, но не показали главного — то, какой может быть счастливая семья.
Первая «любовь»
К слову, Йоко Оно никогда и не мечтала о том, что однажды встретит прекрасного принца и проведет с ним всю оставшуюся жизнь. Родители будущей художницы были против того, чтобы она до совершеннолетия общалась с парнями, и контролировали каждый ее шаг. Как только Йоко получила свободу, она пустилась во все тяжкие.
На роль первого возлюбленного она выбрала парня, который бы точно не понравился ее отцу и матери, и демонстративно привела его домой. Ее избранником стал нищий пианист Тоси Итиянаги, который зарабатывал гроши, но зато имел полезные знакомства среди богемы.
Вопреки воле родных Оно вышла за него замуж и уговорила Тоси переехать в США. Там она устроилась работать переводчицей, а ее супруг занимался тем, что обеспечивал ей доступ в творческие круги Нью-Йорка.
Йоко была настоящей карьеристкой: на вечеринках она легко заводила полезные знакомства и на глазах у супруга флиртовала с другими мужчинами, которые в будущем могли бы оказаться ей полезными. В какой-то момент она начала открыто изменять Тоси, и он в первое время закрывал глаза на ее интрижки. В душе пианист знал, что у него нет никаких шансов на то, чтобы стать известным музыкантом, поэтому надеялся на помощь Йоко и исполнял каждый ее каприз. Друзья Оно называли мужчину не иначе, как подкаблучником.
Художница встречалась со скульпторами, живописцами, арт-дилерами. Сделала несколько абортов. Но все ее усилия были напрасными — ценителей искусства не интересовали ее работы. Постепенно Оно начала скатываться в депрессию.
Добили ее слова Энди Уорхола: «Она все время путается под ногами. Она все время что-то делает. Она все время кому-то подражает».
Услышав это из уст художника, девушка окончательно слетела с катушек: постоянно рыдала и несколько раз пыталась свести счеты с жизнью.
Муж, который похитил дочку
Родители настояли на том, чтобы Йоко вернулась в Японию. Они говорили: в родной стране она обязательно добьется успеха, и пообещали помочь ей с продвижением, но на деле — поместили дочку в психиатрическую клинику, где ее пичкали транквилизаторами.
Девушка превратилась в свою бледную тень, перестала вставать с кровати, но однажды в палату к ней заглянул врач и сказал, что ее ждет посетитель. Им оказался мужчина по имени Тони Кокс. Он признался, что еще в Нью-Йорке стал фанатом творчества художницы и проделал большой путь для личного знакомства. Оно обрадовалась такому, хоть и скудному вниманию, и попросила незнакомца о помощи.
Тот разыскал родителей девушки, заявил, что в клинике она медленно умирает, и добился того, чтобы она перестала принимать препараты. На деле Тони оказался не благородным спасителем, а настоящим мошенником. В штатах он занимался продажей запрещенных веществ и вращался в авангардных кругах, но когда у него начались проблемы с законом — бежал за границу. Он узнал о непростой судьбе Йоко, выяснил, что у нее влиятельные родители, и понял: японка может стать его шансом на спасение, но и она была не промах.
Художница видела в мужчине человека, который вызволил ее на свободу, и была им абсолютно очарована. Она развелась с первым супругом, тут же снова вышла замуж, а потом обнаружила, что беременна. Йоко снова хотела сделать аборт, но врачи ей запретили. Спустя девять месяцев она родила дочку Киоко, бросила ребенка на нянь и вернулась в творчество. Ее второй муж не обладал никакими талантами, но Йоко нашла ему применение и сделала своим продюсером. Тони помогал ей организовывать выставки, занимался закупкой материалов и знакомил с нужными людьми.
В Японии художнице быстро стало скучно: она вернулась в США, а потом поехала покорять Англию. Муж с маленькой дочкой ездил вместе с ней. Родители были так увлечены работой, что не обращали на малышку никакого внимания. Она могла по несколько суток одна сидеть в захламленной квартире без еды и игрушек.
С каждым годом отношения Йоко и Тони становились все напряженнее: они скандалили, пытались решать проблемы в кабинете психолога, но все-таки подали на развод. Несколько лет они через суды пытались решить, кому достанется опека над дочкой. К тому моменту Оно уже успела закрутить роман с Ленноном. Тони выиграл дело — девочку отдали ему.
Вскоре он женился второй раз на девушке по имени Мелинда, которая была адептом некого духовного культа. Она вовлекла туда и Тони. Он взял маленькую Киоко и переехал в Калифорнию. Мужчина тщательно скрывал свое местонахождение от бывшей супруги и запрещал дочке с ней общаться. Йоко не видела Киоко больше 20 лет.
Надрывный роман с Джоном Ленноном
Первый муж помог ей хоть немного прославиться в США, второй — организовывал ее выставки в Великобритании, но по-настоящему популярной Йоко Оно стала благодаря Джону Леннону. С ним она познакомилась на своем перформансе и сразу поняла, что не может упустить этого мужчину.
Леннон был невероятно популярен, богат, а еще — женат. Он мог стать для Йоко, которая мечтала о деньгах и славе, проходным билетом в мир большого искусства, и она решила, что его супруга должна подвинуться.
Наплевав на какую-либо мораль, Оно начала заваливать «битла» романтическими письмами, звонила ему днем и ночью, присылала странные подарки, караулила у студии, а однажды, когда его супруга уехала по делам, заявилась к нему домой. Леннон не выдержал такого внимания и сдался. Его жена Синтия, вернувшись в особняк, застала Джона и Йоко в постели. До этого она считала японку простой фанаткой The Beatles и не видела в ней соперницу, но вот — уже стояла на обломках своего брака.
«Это было как удар под дых. Я даже не разозлилась. Я была просто огорошена… Поэтому, вместо того чтобы кинуться на них с кулаками и начать выяснять отношения, я почувствовала, что мне необходимо немедленно оттуда убраться», — вспоминала Синтия.
Леннон заплатил Синтии несколько миллионов отступных и подал на развод. Он потом не раз признавался, что только рядом с Йоко смог понять, что такое настоящая любовь, перед которой померкли и деньги, и слава, и обожание миллионов поклонников.
«Я всю жизнь мечтал о женщине с черными волосами, широкими скулами, красивой и умной. О женщине с душой свободного художника. О женщине, близкой мне по духу. О женщине, которую я когда-то хорошо знал, но потерял и не могу отыскать. Я встретил Йоко, и моя мечта воплотилась. Это единственная женщина, с которой мы похожи во всем. Спасение, наконец-то! Я ждал этого целую вечность», — говорил Леннон, потерявший голову от чувств.
Их роман был бурным и противоречивым. Свою страсть Йоко и Джон переводили на язык искусства. Как-то раз они семь суток подряд пролежали в кровати перед журналистами, отвечая на их вопросы, организовали митинги против войн, принимали участие в откровенных фотосессиях, запускали в небо сотни белых воздушных шаров с призывами остановить насилие, вместе записывали песни, а в 1969 году поженились.
Ни друзья, ни коллеги музыканта не понимали, что он нашел в этой странной японке. Леннон настолько глубоко погрузился в отношения с художницей, что потерял себя. Он принимал участие во всех ее проектах, снимался с ней в документальных фильмах, ездил за ней по миру, начал пропускать репетиции и постепенно стал забывать, что он великий певец, от которого завит не только его карьера, но и будущее всей группы The Beatles.
«Она ни черта не понимала в музыке, но указывала, как Полу петь, а мне, как играть. Мы были в бешенстве, но ничего не могли с этим поделать. Джон будто не слышал нас», — признавался барабанщик группы Ринго Стар.
Теперь практическая каждая репетиция группы заканчивалась скандалом, а спустя год после свадьбы Йоко и Джонна The Beatles распались. Поклонники ансамбля тут же обвинили во всем Оно и еще несколько десятилетий называли ее «коварной ведьмой», которая отняла у мира лучшую группу на свете.
Экс-участники The Beatles не спешили оправдывать японку, и только недавно Пол Маккартни признался, что коллектив был на грани распада еще до того, как художница стала его «пятой участницей».
«Можете быть уверены, Йоко никогда бы не смогла нас разрушить… По сути, на тот момент группа рассыпалась сама по кусочкам, и никто из нас не хотел предпринимать каких-либо действий по ее спасению. В силу молодости, в нас ключом били максимализм и гордыня. На самом деле, Йоко сумела показать Джону новую и прекрасную сторону творческой жизни. По сути, именно она помогла ему стать самостоятельным музыкантом», — заключил Маккартни.
Но даже «внеземная любовь» Джона и Йоко не помогла им избежать проблем, с которыми сталкиваются обычные пары по всему миру. Музыкант и художница были сильными личностями, и со временем уживаться под одной крышей для них стало тяжело. Йоко предложила Джону на время разъехаться, чтобы понять, что они представляют отдельно друг от друга.
Такой шаг пошел влюбленным на пользу: разлука Леннона и Оно продлилась полтора года, после чего их чувства вспыхнули с новой силой. В 1975-м Йоко родила от музыканта сына, которого назвала Шоном.
После появления наследника Леннон окончательно забыл о музыке: он взял на себе все заботы о мальчике, занялся его воспитанием и позволил жене строить карьеру. Семейная идиллия Йоко и Джона продлилась всего пять лет. В 1980 году певца убил сумасшедший поклонник Марк Чепмен. Он подкараулил «битла» на пороге его дома и выпустил в него пять пуль из револьвера.
Мужчина, который так и не смог заменить «битла»
После смерти знаменитого супруга Йоко Оно горевала недолго. Несколько месяцев она прилежно играла роль «скорбящей вдовы», а потом начала распродавать имущество музыканта — его личные письма, черновики недописанных песен, неизданные альбомы и фотографии.
Через полгода она снова вышла замуж. Художница понимала, что уже вряд ли найдет такого же влиятельного мужчину, как Леннон, поэтому наконец-то позволила себе расслабиться. Ее новым избранником стал малоизвестный антиквар. Самуэль Хавадтои был на 18 лет моложе Йоко. Их брак держался втайне вплоть до того момента, когда пара окончательно рассталась, а это случилось спустя 10 лет после свадьбы. Кажется, это замужество прошло для Оно совершенно бесследно: про своего четвертого мужа художница не говорила ни слова ни в одном из интервью.
18 февраля Йоко исполнилось 89 лет. Она по-прежнему занимается искусством, устраивает авангардные выставки, пишет книги об умершем прославленном муже и продолжает получать обвинения в том, что наживается на имени Леннона даже спустя 40 лет после его смерти.
Все эти домыслы художница отрицает. Она не скрывает, что благодаря именно Джону смогла осуществить все свои мечты, но все-таки испытывала к нему искренние чувства.
«Мы просто любили друг друга. Все остальное — поп-история».