Найти в Дзене
Николай Д.

Выйские охотники на медведя.

Для жителей выйских деревень издавна охота являлась одним из традиционных видов деятельности. До Октябрьской революции на охоту осенью уходили практически все мужчины выйских деревень. В те времена охота была одним из немногих, а для кого-то и единственным видом заработка. Охотились на своих, строго поделенных между собой, промысловых участках и заходить на чужой участок без особой необходимости категорически запрещалось. Добывали зверя и птицу не только на продажу и сдачу государству, но и для себя. Мясо добытых животных и птиц использовали в пищу, из убитых зверей выделывали шкурки. Охотились на водоплавающую и боровую дичь, на белку, куницу, лося. Охотились также и на медведя. Об некоторых охотниках-медвежатниках, живших в XX веке в выйских деревнях и пойдет речь.

Василий Степанович Мужинин возле своего дома с убитым медведем, вдали стоит жена Графира Александровна с дочкой. Деревня Чудиново.
Василий Степанович Мужинин возле своего дома с убитым медведем, вдали стоит жена Графира Александровна с дочкой. Деревня Чудиново.

Пожалуй, самым известным охотником на Вые, которого по сей день знают и помнят, является Ермолай Изосимович Родионов, который жил в деревне Симакова. В книге Д.А. Кокориной «Выйская глубина» есть заметка об Ермолае Изосимовиче:

«Если кому-то приходилось бывать в деревне Симакова, тот наверняка обратил внимание на дом, который выделяется среди других какой-то особенной опрятностью. Живёт в нём знаменитый охотник-медвежатник Ермолай Изосимович Родионов. Охота - его страсть.
А так, он просто хороший работник. Всю свою жизнь трудился в колхозе "имени Ломоносова", плотничал, столярничал, выполнял другую работу. И после того, как вышел на пенсию, от колхоза не отрывался. Но всё же свободное время отдавал любимой охоте.
На его счету 42 убитых медведя. Это не мало. Не всякий охотник может похвастать такой богатой добычей. Не надо доказывать, что охота на такого зверя требует мужества, силы и смекалки. Последних двух медведей Ермолай Изосимович добыл в возрасте 78 лет!...»

Родионов Ермолай Изосимович в традиционной охотничьей одежде "малице". Фотографировал в 1971 году Сергей Григорьевич Третьяков, нижнетоемский краевед.
Родионов Ермолай Изосимович в традиционной охотничьей одежде "малице". Фотографировал в 1971 году Сергей Григорьевич Третьяков, нижнетоемский краевед.

В книге Олега Игоревича Ларина "В ритме Пинеги" от 1975 года есть рассказ про другого выйского охотника-медвежатника Александра Дмитриевича Савелова, уроженца деревни Осташева Гора и жителя деревни Чудиново. Этот рассказ Олег Ларин записал во время своего путешествия по реке Пинеге:

«Александр Дмитриевич - старожил Выи, знаменитый охотник. Помню, как он пришёл к нам на плот и с ходу включился в разговор.
Я спросил его тогда:
- Какой зверь самый умный?
- Волк, - не задумываясь, сказал Савёлов.
- А самый хитрый?
- Снова волк. У нас ведь их прежде не бывало, - добавил он. - Лет десять как объявились.
- Ну а медведь? - не отставал я.
Упоминание о медведе вывело старика из равновесия: глаза загорелись молодецкой удалью, руки стали шарить по одежде в поисках табачку. У Александра Дмитриевича, как выяснилось из разговора, более шестидесяти медведей в активе, и, по крайней мере, три из них оставили на лице и руках старика вечную память. Он стал рассказывать одну историю за другой…».

Александр Дмитриевич Савелов.
Александр Дмитриевич Савелов.

Рассказом про своего дядю-охотника, а также о его схватке с медведем поделился на стене группы ВК "История Выйского края" Владимир Порывкин. Этим охотником был житель деревни Гаврилово Василий Осипович Тюпышев, его годы жизни: ~ 1893 – 1972. Вот этот рассказ:

"За свою жизнь добыл 44 медведя. Знал, где какая рыбина стоит до верховьев Выи. Жил в Гаврилово, рядом с "конторой". Однажды на охоте медведь выбил лапой у него из рук сначала ружье, потом топор. Пригодились елочки, срубленные заранее у входа в берлогу, чтобы "путали" лапы зверя. Вот такой ёлочкой дядя колотил медведя по морде до тех пор, пока тот не побежал. Зверь был застрелен, а дядя не единожды сокрушался: "Надо было веточку с этой елочки взять и на божницу поставить. Ведь она мне жизнь спасла"...».

Охотников на Вые было много и их порой невероятные истории достойны отдельного рассказа. Жаль, что многие из этих историй в свое время не были записаны...