Найти тему
Пикабу

Афганский ятаган. FV107 Scimitar Mk2

В 1970 году на вооружение британских частей быстрого реагирования было принято целое семейство боевых машин под общим наименованием CVR (T) - Combat Vehicle Reconnaissance Tracked (Гусеничная Боевая Разведывательная Машина). Все машины семейства имели единое шасси и два типа корпуса (высокий и низкий). С целью достижения авиатранспортабельности, они имели весьма компактные размеры, их боевая масса варьировала в пределах 7-8 тонн, были защищены противопульной бронёй из алюминиевых сплавов, имели высокие ходовые характеристики. Главой семейства считался FV101 Scorpion - лёгкий танк с задним расположением башни, вооружённый нарезной 76-мм пушкой, предназначенной для борьбы с живой силой, укреплениями и лёгкой техникой противника. Роль истребителя танков отводилась FV102 Striker - САУ с пятью ПТУР «Свингфайр». FV103 Spartan являлся лёгким бронетранспортёром, FV104 Samaritan - санитарной машиной, FV105 Sultan - командно-штабной машиной, а FV106 Samson - БРЭМ. И замыкал линейку FV107 Scimitar (Ятаган, Симитар, Шамшир - в общем, восточная кривая сабля) - по сути, тот же «Скорпион», но с другим вооружением. Вместо 76-мм орудия он получил 30-мм автоматическую пушку L21A1 «Рарден». И получилось как в сказке - младший из братьев в итоге стал наиболее успешным!

FV107 Scimitar Mk2 И FV101 Scorpion.

Дело в том, что малокалиберная автопушка оказалась более эффективной системой вооружения, чем 76-мм орудие «Скорпиона». Снаряды обладали лучшей баллистикой - а значит, большей точностью и дальностью боя. Заметно меньший фугасный эффект и количество осколков от одного снаряда компенсировались высокой скорострельностью. В боекомплект «Скорпиона» не входили бронебойные снаряды из-за невысокой баллистики пушки, а вот 30-мм автомат мог вести огонь бронебойными, которые легко поражали лёгкую технику противника и могли повредить, а в особых случаях - и полностью вывести из строя даже ОБТ. К тому же скорострельное дальнобойное орудие со значительным углом возвышения позволяло бороться с вертолётами и низколетящими самолётами (было доказано в Фолклендской войне, где экипажу одного FV107 удалось сбить штурмовик A-4 Skyhawk), чего 76-мм пушка не могла в принципе.

-3

FV107 Scimitar В Косово.

Серийное производство машин серии CVR (T) велось в период с 1970 по 1996 годы на заводах Великобритании и Бельгии (по лицензии). В этот период было выпущено более 1800 машин. FV107 Scimitar относился к наиболее быстроходным гусеничным боевым машинам того времени. Маневренность и быстроходность достигалась за счет небольших размеров (длина 4.39 метра, ширина 2.18 м, высота по перископу 2.1 м) и веса (масса в боевом снаряжении 7.8 тонны). Боевая разведывательная машина Scimitar могла транспортироваться многими тяжелыми вертолетами и военно-транспортными самолетами. С момента принятия на вооружение «Ятаган» и другие машины семейства служили как в Великобритании, так и за её пределами. Использовался в Фолклендской войне, войнах в Афганистане и Персидском заливе, а также в миротворческих операциях. FV107 Scimitar поставлялся на экспорт в некоторые страны и в настоящее остается на вооружении в 18 из них.

-4

Бельгийский «Симитар» на учениях.

В то время как FV101 «Скорпион» устарел и был полностью снят с вооружения к 1994 году (в Великобритании), «Симитар» прошёл ряд модернизаций и сохраняет свою актуальность в наши дни. Первой программой была CVR (T) LEP - Программа продления сроков службы машин семейства. Эта программа не подразумевала улучшения характеристик машин, чего нельзя сказать о следующей. В декабре 2009 года был заключён контракт на модернизацию «Симитаров». Это было сделано командой специалистов из BAE Systems. Всего было модернизировано 50 машин к началу 2012 года. Новые машины получили верхнюю часть корпуса от FV103 Spartan, защищённую накладными элементами композитной брони с керамическими элементами, и башню от FV107 Scimitar. В процессе модернизации «Ятаганы» были оборудованы улучшенной противоминной защитой (как за счёт наращивания брони днища, так и за счёт новой конструкции сидений экипажа, поглощающей ударную волну); возросла степень защиты за счёт установки современной многослойной брони и решётчатых противокумулятивных экранов. В следствии этих переделок эксплуатационная масса танка возросла до 12 тонн. Чтобы сохранить подвижность на прежнем уровне, «Ятаганы» были оборудованы современным дизельным двигателем Cummins BTA на 5.9 литров и автоматической коробкой передач. В результате установки более экономичного двигателя и системы кондиционирования был расширен рабочий диапазон танка. Также BAE Systems установили новые дорожные колёса, снизив вибрацию и шумы. Кроме того были оптимизированы пространство и условия экипажа, сокращены затраты на техническое обслуживание и продлён срок эксплуатации машин. «Ятаганы», прошедшие такую модернизацию, получили обозначение Scimitar Mk2.

Башня и корпус легкого разведывательного танка Scimitar Mk2 свариваются из алюминиевого броневого сплава с керамическими элементами Plasan. Лобовые детали способны выдерживать выстрел с расстояния 200 метров бронебойными пулями калибра 14.5 мм, борта и корма – с любой дальности обстрела пулями калибра 7.62 мм, а также защищают от осколков снарядов калибра 105 мм на дистанции свыше 30 метров. Точные данные об углах наклона и толщине брони не публикуются в открытых источниках, однако имеются данные, что толщина брони колеблется от 20 до 60 мм. Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов обеспечивают решётчатые экраны, устанавливаемые на корпусе и башне. Кроме того, «Симитар» несёт систему средств электронной борьбы, препятствующую наведению ракет противника, а все топливные баки имеют защиту от взрыва горючего при пробитии. Машина имеет фильтровентиляционную установку, которая обеспечивает защиту членов экипажа от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ. Максимальная боевая масса составляет 12 250 кг.

Компоновка корпуса с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Трансмиссионное отделение находится в лобовой оконечности танка, отделение управления и моторное отделение размещаются за ним по левому и правому борту, соответственно. Переднее размещение моторно-трансмиссионного отделения обуславливает общую компоновку ходовой части — впереди ведущие колеса, а сзади - направляющие с механизмами натяжения. Боевое отделение располагается в кормовой части корпуса. Экипаж БРМ Scimitar состоит из 3 человек – механик-водитель, наводчик и командир, также выполняющий функции заряжающего. Рабочее место командира располагается в башне слева от пушки, механик-водитель размещается перед ним в корпусе, боевой пост наводчика — справа от пушки в башне. Башня оборудована двухскоростным ручным механизмом поворота, а также имеет ручной механизм вертикального наведения пушки.

В небоевых условиях механик-водитель наблюдает за местностью через люк, дающий ему свободный обзор местности, правда такое расположение практически исключает наблюдение за панелью приборов, расположенной по левому борту машины в глубине отделения управления. В боевых условиях, механиком-водителем используется перископический прибор наблюдения с ограниченным обзором. Для вождения в условиях ограниченной видимости или темное время суток имеется прибор ночного видения. Для наблюдения за местностью наводчиком используется перископический прицел и два перископических прибора наблюдения, обеспечивающие в совокупности обзор передней полусферы. Для наблюдения в ночных условиях имеется ночной прицел. Командир располагает поворотным перископическим прибором с переменным х1 или х10 увеличением и семью неподвижными перископическими приборами, дающими круговой обзор. Командир не имеет собственного прибора ночного видения.

Силовая установка – многотопливный дизельный 6-цилиндровый двигатель Cummins 6BTA 5.9 мощностью 235 л.с. Автоматическая коробка передач - TN15E+ by David Brown. Максимальная скорость «Ятагана» составляет 80 км/ч, запас хода - 483 км по шоссе. Индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на задних и передних узлах. Пять (на борт) обрезиненных двускатных опорных катков и балансиры изготавливаются из алюминиевого сплава. Могут использоваться два типа гусениц: цельнометаллические Cook Defence Systems DST 414, обладающие увеличенным ресурсом, и специальные малошумные резиновые гусеницы. Также для уменьшения шумности ведущие колеса имеют полиуретановое покрытие, а для вентиляторного охлаждения силовой установки используется смешанный полуосевой-полуцентробежный поток. «Симитар» способен преодолевать подъём в 35°, ров шириной 2.05 м, стенку высотой 50 см и без подготовки преодолевает брод глубиной до 1 м. «Ятаган» до модернизации (при боевой массе 7.8 тонн) мог преодолевать водные преграды при помощи индивидуального плавсредства, представляющего собой складные экраны из водонепроницаемого эластичного материала, выдвигающиеся по периметру корпуса вверх. Именно они обеспечивали необходимый запас плавучести. Скорость 7 км/ч на плаву достигалась за счет перематывания гусениц. Сохранил ли Scimitar Mk2 способность плавать - неизвестно.

-9

БРМ Scimitar Mk2 легко распознается по характерной башне. В качестве вооружения служит длинноствольная автоматическая 30-миллиметровая пушка L21А1 RARDEN и спаренный 7.62-миллиметровый пулемет L37A1. Пушку RARDEN разрабатывали специально для поражения легко бронированных объектов (БМП и БТР). Стрельба из пушки может вестись не только одиночными выстрелами, но и очередями, при этом максимальная скорострельность составляет 90 выстрелов в минуту. В боекомплект могут входить фугасные, фугасно-зажигательные, бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном, бронебойные с повышенным заброневым эффектом и бронебойно-трассирующие снаряды. Двойное ленточное питание позволяет наводчику в зависимости от обстановки быстро менять используемые боеприпасы. В вертикальной плоскости орудие наводится в секторе от -10° до +40°. В боекомплект входят 165 снарядов и 3000 патронов. Начальная скорость подкалиберного бронебойного снаряда составляет 1200 м/с и на дальности 1500 метров он пробивает стальную 40-мм броневую плиту, расположенную под углом 45°. По бортам башни для постановки дымовых завес установлено два четырехствольных 66-мм гранатомета. Scimitar Mk2 оборудован современной цифровой СУО, спутниковыми системами связи и GPS-навигации, антенны которых приподняты на специальной платформе над башней.

Обновлённые Scimitar Mk2 принимали участие в операции Herrick - такое кодовое название получили все боевые действия британских военнослужащих 2002-2014 годов в ходе Второй войны в Афганистане. «Ятаганы» были развёрнуты начиная с 2011 года (этап операции Herrick XIV) в составе кавалерийских подразделений (9-й и 12-й Королевские Уланские полки) в качестве машин разведки, и придавались бронеавтомобилям «Шакал» для повышения их ударной мощи при патрулировании и разведывательных миссиях. По большей части британские подразделения были сосредоточены в провинции Гильменд на юге страны, где действовали до 2014 года, после чего были выведены. Обновлённые «Ятаганы» зарекомендовали себя хорошо, военные оценили их мобильность и малошумность - неоценимые для разведчика качества. Подробности боевого применения машин не разглашаются, британские официальные источники ограничились заявлением, что Scimitar Mk2 действовали на уровне БМП «Бредли». На 2020 год в составе Королевских войск Великобритании состоял 21 «Симитар» Mk2 и 325 немодернизированных «Симитаров»; они используются тремя разведывательными полками. К концу 2023 года запланировано довести до уровня Mk2 часть из устаревших «Ятаганов» и других машин семейства CVR (T), а остальные списать.

-11

Пара «Симитаров» Mk2 в Афганистане.

В сентябре 2014 года Латвия подписала контракт с Великобританией на закупку 123 Scimitar Mk2 в рамках программы механизации пехотных бригад Латвийских национальных вооруженных сил. Машины прошли генеральный ремонт, были модернизированы (впрочем, получили пакет улучшений, отличающийся от «Ятаганов», воевавших в Афганистане) и поступили к заказчику. Велика вероятность, что и другие страны Евросоюза и не только могут закупить обновлённые «Симитары», поскольку машина имеет высокую боевую ценность, мобильность и надёжность, а также проста в эксплуатации. К тому же другие представители семейства CVR (T) довольно широко распространены в армиях мира, а использовать уже знакомую технику всегда предпочтительнее. Таким образом британский «Ятаган» будет ещё долго использоваться в качестве разведчика, лёгкого танка и средства повышения боевой мощи лёгких подразделений. Он более чем актуален для конфликтов низкой интенсивности которые, к сожалению, периодически разгораются по всему миру и в наш век….

Представлена модель FV107 Scimitar Mk2 с именем собственным GENNY из состава 1st The Queen's Dragoon Guards, 20th Armoured Brigade (Первого Гвардейского полка королевских Драгун, 20-ой Бронетанковой Бригады), операция Herrick XV, провинция Гильменд, Афганистан, ноябрь 2011 - апрель 2012 года. Модель фирмы Gecko Models, масштаб 1/35.

Подробный обзор набора, а также заметки по сборке и покраске тут:

CVR (T) FV107 Scimitar Mk2 (1/35 Gecko Models). Заметки по сборке.

При написании статьи использованы материалы из источников:

FV107 Scimitar — Википедия (wikipedia.org)

Ятаган Её Величества – британская боевая разведывательная машина FV107 Scimitar (topwar.ru)

Ятаган FV107 - FV107 Scimitar (wikibrief.org)

ФВ107 Скимитар (FV107 Scimitar) - БРМ Великобритании (eragun.org)

Scimitar Mark 2 Light Armoured Reconnaissance Vehicle - Army Technology (army-technology.com)

На этом пока всё! Далее мы поговорим о французской танкостроительной школе периода Холодной Войны и современности! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Пост автора Warrapan.

Комментарии

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц