У человека существует три реакции на стрессовую ситуацию. Классификации следующие: Беги, Бей или Замри. Все три варианта использовались нашими предками и передались нам.
Беги- это форма защиты от встречи с чем-нибудь нежелательным. Но что это может быть в современном мире? Ведь вероятность столкнуться с мамонтом или тигром в офисе значительно мала. Как ни странно, человек начинает убегать от себя, от жизни, от обязанностей и ответственности. Но что мы пытаемся спасти таким образом? Скорее всего, встречаясь с ответственностью и ситуацией, где нужно проявиться, человек пытается защитить самое дорогое, что у него есть, и это его части или субличности. Опасения, которые возникают у испугавшегося, ему знакомы с детства. И тогда он реагирует двумя способами: первый- так, как завещали предки и второй- укоренившийся в детстве и в течении жизни. В итоге, становясь взрослым, человек получает устойчивый механизм. Видишь ответственность, то лучше беги.
Следующая реакция - Бей. Это форма защиты, когда испугавшийся вступает в схватку с объектом, несущим ему потенциальную угрозу. Поохотиться на бизона в городских джунглях сейчас сложнее, чем два миллиона лет назад. Но сейчас такая форма защиты от стресса бывает иногда полезна в других сферах. Например, сотруднику поставили сложную задачу, и ее надо выполнить к 18:00, но у него в 17:50 назначена важная встреча, а на часах 17:00. Что испытывает человек? Возможно, злость, гнев, ярость, стресс. То есть те чувства, которые помогут принять ему правильное решение и не опоздать на встречу. Но только если сотрудник поймет, что находится в ресурсном состоянии, сам является причиной своего стресса и может им управлять.
Последняя реакция Замри- это форма защиты, когда человек полностью отключается от происходящего. То есть застывает или находится в ступоре. В современном мире, как и у наших предков, этот способ реагирования на стресс является смертельным, то есть человека точно задавят морально или съедят. Опасность такой повторяющейся реакции в том, что личность начинает постепенно уходить от реальности, блокировать свои чувства. Вместе с этим проблема не разрешается и повторяется снова и снова, вызывая замирания. Например, ребенок разбил предмет интерьера и замер. А что дальше? На маленького непоседу обваливается шквал осуждения и критики. Потом этот ребенок становится взрослым и, не сдав экзамен или вовремя отчет, получает в свой адрес замечания и выбирает знакомую с детства реакцию.