Глава первая. Что нашли в бумагах Льва Толстого после его смерти?
После смерти Льва Николаевича Толстого А. М. Хирьяков, один из редакторов-распорядителей посмертных изданий писателя обнаружил в его личном архиве "неоконченное повествование" – "Посмертные записки Федора Кузьмича, умершего 20 января 1864 года в Сибири, близ Томска, на заимке купца Хромова".
Личность Федора Кузмича была известна российскому обществу тем, что за отшельником скрывалась особа высочайшего ранга, а по всей вероятности сам царь Александр I, поэтому записки назвали "рассказом" Л. Н. Толстого и отправили в редакцию "Русского богатства". Редактор журнала В.Г.Короленко уже в феврале 1912 года подготовил материал к печати отдельным номером журнала. Но "записки" были запрещены цензурой и конфискованы, сам редактор журнала В.Г.Короленко был предан суду.
Заметим, Короленко настолько заинтересуется темой, что напишет свое исследование "Старец Федор Кузьмич – герой повести Л. Н. Толстого", где приведет слова из письма графа великому князю Николаю Михайловичу, внуку Николая Первого: "легенда остается во всей своей красоте и истинности". Но почему то будет утверждать, что записки написаны рукой Толстого.
Есть сомнения.
1. "Посмертные записки" старца прерываются так, как у Толстого ничто не прерывалось. Вероятно, у автора просто окончилась тетрадь.
2. Писатель даже и не пытался при жизни опубликовать "посмертные записки", а после смерти их сразу публикуют, называя то рассказом, то повестью.
3. Все, что взято в скобках, добавил редактор по смыслу.
4. Много орфографических ошибок, лишних запятых.
5. Синтаксические ошибки заметны в некоторых не по-толстовски построенных предложениях. Это при том, что Лев Николаевич тщательно переписывал свои черновики.
6. Стиль изложения явно не похож на стиль великого писателя.
7. Сам Толстой в том тексте утверждает, что автор записок Федор Кузмич.
8. В письме к Короленко от 26 января 1912 года А. М. Хирьяков напишет: "Хотелось видеть произведение Льва Н-ча, которое ему было дорого, в наиболее приятном ему журнале". Выходит текст был дорог Толстому по причинам, далеким от литературы.
Лев Николаевич сего сочинения не писал, не правил, не давал править секретарям, и никогда не пытался его опубликовать, зачем его приписывают великому писателю?
Глава вторая. Что Лев Толстой написал о старце?
В молодости граф Толстой действительно побывал в келье Федора Кузмича и как следует из документов эпохи: "...просидел до позднего вечера, но о чем говорили они между собой – неизвестно".
Самая убедительная версия: "посмертные записки" Л.Н.Толстой получил из рук самого старца, хранил как документ и не исправлял ни одной запятой.
Их легко найти и прочесть, что бы составить собственное мнение о том, кто скрывался за личностью Федора Кузмича.
Прочтите обязательно, фактология записок такова, что никто иной кроме царя не мог знать и описать мельчайших подробностей царской жизни с упоминанием самых незначительных лиц при царском дворе, их характеров, событий, предметов быта из жизни Александра Благословенного. Также версию фантазии можно исключить, если учесть, что автор говорит в тесте: "Но Бог оглянулся на меня".
Процитируем Льва Толстого.
"...Александр умер совершенно неожиданно, не болев перед этим никакой серьезной болезнью, во-вторых, то, что умер он вдали от всех, в довольно глухом месте, Таганроге, в-третьих, то, что, когда он был положен в гроб, те, кто видели его, говорили, что он так изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его закрыли и никому не показывали, в-четвертых, то, что Александр неоднократно говорил, писал (и особенно часто в последнее время), что он желает только одного: избавиться от своего положения и уйти от мира, в-пятых, — обстоятельство мало известное, — то, что при протоколе описания тела Александра было сказано, что спина его и ягодицы были багрово-сизо-красные, что никак не могло быть на изнеженном теле императора".
Поясним последний факт, то, что было обнаружено на теле покойника – свидетельство его неоднократного избиения при жизни. С царем такого быть никак не могло.
Далее Толстой добавляет факты еще.
"...Старец был ростом, сложением и наружностью так похож на императора, что люди (камер-лакеи, признавшие Кузмича Александром), видавшие Александра и его портреты, находили между ними поразительное сходство, и один и тот же возраст, и та же характерная сутуловатость; во-вторых, то, что Кузмич, выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал иностранные языки и всеми приемами своими величавой ласковости обличал человека, привыкшего к самому высокому положению; в-третьих, то, что старец никогда никому не открыл своего имени и звания, а между тем невольно прорывающимися выражениями выдавал себя за человека, когда-то стоявшего выше всех других людей; и в-четвертых, то, что он перед смертью уничтожил какие-то бумаги, из которых остался один листок с шифрованными странными знаками и инициалами А. и П.; в-пятых, то, что, несмотря на всю набожность, старец никогда не говел. Когда же посетивший его архиерей уговаривал его исполнить долг христианина, старец сказал: «Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если же бы я сказал, кто я, удивилась бы земля».
Не секрет, какая детективная история развернулась с эксгумацией останков Александра Первого и с мощами старца Федора Кузмича.
И последний факт. Президент русского графологического общества Светлана Семенова сопоставила почерк императора в возрасте 47 лет и рукописи Федора Кузмича, написанные в возрасте 82 лет.
Ее вывод. Тексты написал один человек. Доминанты и буквенные конструкты почерков идентичны. Даже размер тот же.
Глава третья. Об откровениях Федора Кузмича
"Наяву можно себя обманывать, но сновидение дает верную оценку той степени, до которой ты достиг".
В своей тетрадке старец опишет сновидение, где он имеет много конфет и не дает их одному мальчику:
"...Ребенку гораздо свойственнее есть конфеты, чем мне, и все-таки не даю ему и чувствую к нему недоброе чувство, и в то же время знаю, что это дурно.
И странное дело, наяву со мной нынче случилось это самое".
(ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ СТАРЦА ФЕДОРА КУЗМИЧА // Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 томах. М.: Художественная литература, 1983. Т. 14.)
Старец пишет о вещих снах, которые сбываются. Стало быть, свою судьбу он разглядел во сне.
Старец каялся за свою жизнь до 47-летнего возраста (хотя еще будучи императором не раз говорил о своей мечте уединиться от людей), пока не ушел в отшельники, – верил в сны и разгадывал их. Может сны и позвали императора Александра Первого бросить царство свое необъятное, и уйти в отшельники?