Приветствую всех, кто заглянул!
На выходных у нас по уже сложившейся традиции, выходит статья-подборка с интересными, короткими фактами о Петербурге.
Пару недель назад я начала тему профессий, которые были совершенно необходимы в дореволюционный период, но ушли в прошлое под влиянием технического прогресса.
Если кто-то пропустил прошлую статью на эту тему, то она ЗДЕСЬ.
Сегодня предлагаю продолжить эту, надеюсь, что интересную тему.
Итак, профессии – «жертвы» прогресса.
Извозчики
Работники этой сферы были совершенно незаменимы в дореволюционном Петербурге. Это практически те же такси, только в лошадиной упряжке.
Услуги извозчиков были весьма востребованы, а такой вид транспорта считался одним из самых быстрых и удобных в случае спешки.
Основным транспортным средством извозчиков были, так называемые пролётки и кареты. И те, и другие представляли собой четырехколесные повозки на рессорах, снабженные поднимающимся при необходимости навесом. Зимние же экипажи снаряжались специальными санями.
Извозчики, как и полагается, были «разбросаны» по всему городу и поджидали своих клиентов в самых оживленных местах: у вокзалов и пароходных пристаней, у мест бойкой торговли и возле крупных гостиниц, близ увеселительных заведений, театров и ресторанов.
Обувщики или сапожники
Эта профессия хоть и не ушла в прошлое, но прилично видоизменилась, и сегодня даже сложно представить обувщика, сидящего на своем незамысловатом рабочем месте прямо посреди кипучего Невского проспекта. Правда же?
Однако в дореволюционном Петербурге именно на улице и предлагали свои услуги многие мастера починки обуви.
Инвентарь такого работника был простым, – табуретка и ящичек с инструментом – что позволяло начинать «бизнес» без какого-либо стартового капитала.
Также они предоставляли не только услуги по оперативной починке обуви, но и по ее очистке.
Уличные торговцы и торговцы вразнос (офени, коробейники, разносчики)
Помимо многочисленных торговых лавок, магазинов и рынков, на улицах Петербурга работало огромное количество уличных торговцев, которые продавали свой узкоспециализированный товар вразнос.
С самого раннего утра на улицах города появлялись молочники и молочницы, торговцы пышками, баранками и пирожками.
Днем же торговали куда более обширным ассортиментом и на улицах можно было встретить: торговцев свежей рыбой и соленой селедкой, мороженщиков и сбитенщиков, торговцев фруктами и ягодами и т.д., и т.п.
Чаще всего разносчики ходили по дворам и громкими криками оповещали жителей домов о предлагаемом товаре. И многие жильцы были их постоянными покупателями, зная, что каждое утро практически с бесплатной доставкой на дом их ждет свежая выпечка и парное молоко.
Кроме того, их излюбленными местами были рыночные толчеи и оживленные туристические места города.
Также среди разносчиков было много торговцев и непродовольственными товарами. Продавали ткани и одежду, носки и колготки, лубяные изделия и глиняные горшки, и многое-многое другое.
Газетчики
Отдельной кастой уличных торговцев были газетчики. В эпоху отсутствия средств распространения информации, газеты служили важнейшим их источником. В газетах того времени можно было не только прочитать о новостях и событиях, но также узнать адрес интересующей конторы, рецепт нового средства для стирки или кулинарного блюда, и даже найти спутника жизни.
В общем, без газет было не обойтись и любой, уважающий себя гражданин, систематически читал периодику.
Газетчики же широко распространяли эти важные печатные издания по всему городу. С раннего утра занимали самые оживленные и проходимые места, чтобы спешащие на работу и по другим делам горожане, непременно купили по пути и газету.
Работа эта считалась вполне престижной, а служащие даже имели специальную форму и порядковый номер, который присваивался при вступлении в состав «Артелей газетчиков» – без этого продавать газеты было запрещено.
Посыльные
Услугами этих специалистов жители Петербурга пользовались регулярно, особенно в деловых кругах.
Посыльные решали самые разные задачи: они могли быть наняты для поиска жилья, например, или для передачи подарков, важных бумаг и писем. В общем, когда нужно было без отрыва от какой-либо деятельности и оперативно что-то сделать, найти, передать, доставить – нанимали посыльных.
Посыльные тоже обязаны были регистрироваться и состоять в одной из пяти, существующих на конец 19 века, артелей. Каждому из них присваивался уникальный номер.
Наниматель получал от посыльного специальный номерной талон на услугу, а после ее оказания часть квитанции оставлялась и по адресу назначения, в знак подтверждения того, что посыльный выполнил задание.
На этом на сегодня заканчиваю. Тему обязательно еще буду раскрывать, ведь все, что рассказано, лишь малая часть интереснейшей истории.
Спасибо всем за внимание и отличных выходных!!