Предположим, что у нас есть вещество, в котором один из элементов имеет промежуточную степень окисления. Такие вещества часто разлагаются, а точнее - диспропорционируют на два других, в которых степени окисления этого элемента более устойчивы.
Например, красивый тёмно-зелёный манганат калия, в котором степень окисления марганца +6, оставшись ненадолго в пробирке с водой, диспропорционирует, в результате чего образуется бурая смесь фиолетового перманганата и коричневого оксида марганца (IV).
Составив уравнения электронного баланса, понимаем, что изначальный марганец, находясь в степени окисления +6, является и окислителем, восстановившись до +4, и восстановителем, окислившись до +7.
3K2MnO4 + 2H2O = 2KMnO4 + MnO2 + 4KOH
Мало того, что и окислитель, и восстановитель находятся в одной молекуле, так они ещё и принадлежат одному и тоу же элементу. Этим диспропорционирование отличается от обычных реакций внутримолекулярного окисления - восстановления.
Хорошо известен другой пример диспропорционирования - хлорная вода. Газообразный хлор растворим в воде, а его молекула содержит два атома, один из которых окисляется, а другой - восстанавливается:
Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO
Вот что такое на самом деле хлорная вода. Это смесь двух кислот - хлорноватистой и хлороводородной.
К слову, бромная вода ведёт себя точно также.
Пожалуй, самыми трудными для запоминания примерами диспропорционирования можно назвать взаимодействие неметаллов со щелочами.
Посмотрим на эти три примера диспропорционирования повнимательнее:
4 P + 3 LiOH +3 H 2 O → 3 LiH2PO2 + PH 3 ↑
3 S + 6 KOH = K2SO3 + 2 K2S + 3 H2O
3 Сl2 + 6 NaOH = NaClO3 + 5 NaCl + 3 H2O
Изначально неметалл, как простое вещество, имеет степень окисления, равную нулю. Часть его атомов восстанавливается до низшей степени окисления, что легко запомнить. Обратите внимание, во всех трёх случаях один из продуктов (РН3, К2S, NaCl) содержит атом этого неметалла в низшей степени окисления. А вот другая часть, которая окислилась - до какой степени это произошло? Обратите внимание, во всех трёх случаях - не до высшей. Чуть ниже высшей.
Значит, наша задача - хорошо ориентироваться в возможных степенях окисления элементов, то есть знать, как "работает" положение атома в таблице Менделеева. А дальше - "собрать" из того, что есть, продукт реакции.
Хочется привести здесь более сложные случаи, связанные с азотом в промежуточной степени окисления +4, то есть склонность диоксида азота диспропорционировать:
2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2
4 NO2 + 2 Ba(OH)2 = Ba(NO3)2 + Ba(NO2)2 + 2 H2O
Понятно? Остаётся только добавить, что "диспропорционирование" по-другому ещё называется "дисмутацией".