Найти тему
Инженер идей

Авторское право на идею через защиту структуры

Структура — определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо.

Способов защитить свою идею почти нет, но я знаю только об одном, который описал Кристофер Воглер.

Кристофер Воглер (род. 1949) — голливудский сценарист, писатель и педагог, наиболее известный по работе с Disney и его руководством по написанию сценариев «Путешествие писателя: мифическая структура для писателей», выпущенным в 2007 году.

Он пишет, что в Голливуде есть Комиссия, куда сценарист отправляет текст сценария. Там проводится анализ не только текста по аналогии с нашим «антиплагиатом», но и структуры. В первую очередь эта Комиссия защищает структуру произведения.

Идеи украсть легко тем, кто разбирается в структурах, то есть может представить любой объект в абстрактном виде. Кинокомпания, если не хочет сотрудничать со сценаристом, но им понравилась идея истории, может переписать сценарий: полностью заменить героев, место действия и прочие подробности.

Однако останется авторская структура, которая и делает историю уникальной.

Самый простой пример переделки истории — превращение путешествия Робинзона Крузо в фильм «Марсианин» с Мэттом Деймоном в главной роли.

Если защитить именно структуру, то украсть идею будет намного сложнее. Для защиты авторского права достаточно заверить у нотариуса текст с описанием того, что защищаете, например, текст книги.

Я у нотариуса заверял описание методов, таких, как Конфликторинг, Гибридизация, ХАРИЗ. Этот способ докажет, что авторский текст предоставил автор в определённое время. Если кто позже предъявит такой текст, тот будет воришкой...

С текстом понятно, но как защитить именно идею?

Идея (др.-греч. ἰδέα «вид, форма; прообраз») в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

В суде (возможно) это ещё не работает, но ваше честное имя такой способ защитит. Вы всегда сможете публично озвучить, что именно вы автор структуры.

Предлагаю рассмотреть примерную структуру фильма «Великая стена».

Актёр Мэтт Деймон мне нравится. Фильм снят красивым, увлекательным и умным, что сегодня для Голливуда редкость.

Сюжет фильма из интернета (завязка): «Двенадцать европейских и арабских авантюристов с целью разведать секрет чёрного пороха отправляются в Китай времён правления императора Жэнь-цзуна (пр. 1022—1063). В нескольких милях к северу от Великой Китайской стены на них нападают кочевники (кидани), которые убивают несколько членов отряда.

В поисках убежища европейцы прячутся в пещере, где на них нападает неизвестное существо. Из всего отряда выжили только Перо Товар и Уиллэм Гэрин, последний сумел отрубить твари лапу. На следующий день они попадают в плен к солдатам гарнизона Великой китайской стены из Безымянного ордена, которым командуют генерал Шао и советник Ван.

Единственной задачей ордена, созданного как специальное подразделение армии Сунской державы, является защита стены от чудовищ Таоте, появляющихся каждые 60 лет».

Описать структуру можно с разной степенью абстракции. Высшей степенью абстрагирования будет замена объектов сюжета символами А, Б, В и т. д.

Переведём персонажи и действия в абстрактные объекты.

Время и место действия — 1022—1063 годы в Китае. Главный герой — Уиллэм Гэрин (Мэтт Деймон). Второй главный герой — Уиллэм Гэрин. Китайские воины. Девушка. Чудовища Таоте. Другие персонажи.

Конечно, здесь я не буду подробную структуру делать. Рассмотрю лишь главное, на мой взгляд.

Абстрактная структура сюжета: «12 объектов А перемещаются в пункт N с целью разведать секрет S. Поблизости от пункта N на них нападают объекты Г, которые уничтожают несколько из 12 объектов А.

В поисках убежища оставшиеся объекты А скрываются в некотором месте, где на них нападает объект Б. Из объектов А остались только 2 (А1 и А2). Объект А1 отсёк часть Б и взял с собой. Потом А1 и А2 попадают в пункт N, который охраняют объекты В.

Единственной задачей объектов В является защита пункта N от объектов Б, появляющихся каждые Х лет».

Главный конфликт: объекты А1 и А2 должны забрать секрет S, а объекты В не должны его им отдать. Этот конфликт в условиях конфликта (войны) между объектами Б и В.

Самое трудное в защите структуры то, что базовых структур немного и они всем известны. Что будет авторским, уникальным? Действия А1 и А2 со свойством авантюризм. Если они авантюристы и строго следуют за целью S, то интересным будет такой конфликт в сюжете: чью сторону займут А1 и А2 в войне Б и В, при условии, что А1 сблизится с одним из объектов В, а ещё нужно выкрасть секрет S?

Вот такая абстрактная конкретика и будет авторской, если такое ещё никто не придумывал...

Как на самом деле защищают структуру сценария в Голливуде я не знаю, но могу верить Воглеру. Предполагаю, что если защищать идеи таким образом, описывать их в виде структуры, которая отличается от других (по типу защиты технического изобретения), то это будет полезно.

Вы можете сами защищать свои идеи, записывая их в абстрактном и реальном виде, заверяя описание у нотариуса (удостоверение у нотариуса времени предъявления документа). Делайте как технические изобретатели, то есть описывайте формулу изобретения. В случае со сценарием формулой изобретения может быть уникальная структура сюжета.

В клубе ТОТА мы работаем с обобщёнными структурами любых идей, что поможет вам создавать совершенно новое и стать первыми в мире.