Найти в Дзене
diletant.media

Гражданская война в Таджикистане: конфликт набирает обороты

Оглавление

Летом 1992 года обстановка в стране накалилась до предела.

«Вовчики» и «Юрчики»

Противоборствующие силы в республике представляли две группы: в народе их разделили на «Вовчиков"и «Юрчиков». Ваххабитов называли «вовчиками», а сторонников старой власти — «юрчиками». Бывшие силовики и спецназ ГРУ фактически стали главной силой Народного фронта. Юрчиками их назвали неслучайно — в честь Юрия Андропова, шефа КГБ.

28 июня 1992 года начались боестолкновения между силами исламистов и старой советской элиты. Из-за обострения ситуации на юге правительство приняло постановление от 1 июля об охране особо важных объектов в республике. Правительство обратилось за помощью к Москве, где был дан приказ командованию 201-й мотострелковой дивизии оказать содействие официальным властям в Душанбе.

Российские военные взяли под контроль Нурекскую ГЭС, Яванский электромеханический комбинат, Вахшский азотно-туковый завод, а также объекты военного значения, часть автодорог на горных перевалах у границы Кулябской и Курган-Тюбинской областей.

Митинг на площади Шахидон 3 мая 1992 года. (Wikimedia Commons)

На юге участились попытки перехода таджико-афганской границы с целью покупки оружия и привлечения новых сил. Усилился наркотрафик и появились афганские инструкторы, которые ещё совсем недавно вели бои с советской армией на своей территории.

С мая 1992 года и до начала 1993-го пограничники задержали более 1000 нарушителей, прежде всего, афганских, у которых было изъято примерно 500 единиц стрелкового оружия

26−27 июля 1992 года состоялись переговоры официальных властей и оппозиционных партий. На этой встрече были оговорены условия для примирения двух сторон. 28 июля с 10 утра объявлялось прекращение огня на территории республики. Перемирие предполагало освобождение заложников, снятие вооружённых постов с шоссейных дорог, освобождение занятых зданий и объектов, расформирование вооруженных групп, добровольная сдача оружия. Но механизма исполнения этих требований не было. Лидеры кулябцев и исламистов требовали ухода правительства в отставку и вывода всех иностранных военных формирований взамен на разоружение их отрядов.

Новое возгорание

27 июля боевые действия возобновились в Куйбышевском районе Курган-Тюбинской области. Началась дискредитация в прессе частей 201-й мотострелковой дивизии ВС РФ. Кулябские власти рапортовали о 132 тысячах беженцев только за июнь-июль 1992 года.

24 августа исламистами был убит генеральный прокурор Таджикистана Нурулла Хувайдуллоев. Это возмутило кулябцев, которые резко раскритиковали правительство национального примирения.

31 августа беженцы из Курган-Тюбе и члены организации «Молодёжь города Душанбе» взяли штурмом резиденцию президента Таджикистана из-за его отказа вести переговоры.

-2

Рахмон Набиев. (Wikimedia Commons)

2 сентября кабинет министров подписал заявление с требованием отставки президента Набиева, который уже утратил доверие своих сторонников из Ленинабадской области.

В Курган-Тюбе начались столкновение между сторонниками президента и вооружёнными отрядами исламистов. При поддержке бронетехники исламисты взяли все стратегические точки в городе под свой контроль. В городе, а также в посёлке Ургут, где проживали узбеки из окраин Самарканда, началось кровопролитие. Многие жители бежали под защиту 191-го мотострелкового полка ВС РФ, который находился в посёлке имени Ломоносова. Лидер Демократической партии Таджикистана Юсуф 3 сентября впервые открыто заявил, что деятельность исламистов не поддерживает. 7 сентября беженцы были вывезены в Куляб из посёлка имени Ломоносова. В то время в Курган-Тюбе исламисты провели призыв в «полк национальной самообороны» размером в 1380 бойцов. Инфраструктура Вахшской долины была почти полностью разрушена, каждое столкновение приводило всё к новым жертвам. Появилась информация, что в рядах исламистов воюют наёмники из других республик СНГ и афганцы с арабскими инструкторами. За голову командира 201-й МСД генерала Ашурова объявили награду в 5 млн рублей.

7 сентября 1992 года президент Набиев тайно выехал в аэропорт, чтобы улететь в Ходжент. Но там главу государства опознали, его блокировала толпа. К аэропорту выдвинулись 4 танка, 1 БТР и 1 БМП из состава 201-й дивизии, а также 4 БТР МВД Таджикистана. К началу вечера, после встречи с членами Президиума Верховного Совета, Набиев подписал заявление об отставке.

-3

Башня уничтоженного танка. (Wikimedia Commons)

Эти события стали апогеем политических успехов оппозиции. Но экстремистские настроения руководства Демократической Партии Таджикистана оттолкнули множество сторонников. Движение «Растохез» также сошло на нет, а Исламская партия возрождения начала набирать обороты. В сентябре из приграничных районов начали поступать подкрепления из Узбекистана, Казахстана и России.

15 сентября в Курган-Тюбе собралось около 16 тыс. беженцев. Война постепенно выходила из политической плоскости: участились случаи кровной мести с обеих сторон, на поле боя чаще мелькали наёмники, а также уголовники из тюрем Куляба и Курган-Тюбе. 25 сентября 1992 года исламисты устроили резню в посёлке имени Ломоносова после того, как оттуда были вытеснены офицеры 191-го мотострелкового полка. В конце месяца уже и столица погрузилась в уголовный беспредел, массово грабились военные склады, угонялись автомобили.

К октябрю 1992 года в общей сложности обе стороны конфликта потеряли 15−20 тысяч убитыми и несколько десятков тысяч раненых. Из страны уехало 90 тысяч русскоязычных жителей.