Найти тему
Другое мнение

Место рождения Будды дает подсказки о его загадочной жизни

Оглавление
Руины Капилавасту, Непал. Город, в котором вырос Сиддхартха Гаутама.
Руины Капилавасту, Непал. Город, в котором вырос Сиддхартха Гаутама.

Много веков назад богатый человек из Капилавасту (в современном Непале) оставил свою семью и свое богатство, чтобы искать другой путь. Он отправился как Сиддхартха Гаутама и стал Буддой — Просветленным. Его учения стали основой веры, у которой сегодня 500 миллионов последователей.

Религиовед Карен Армстронг заметила в своей биографии Будды 2001 года, что «[некоторые] буддисты могут сказать, что писать биографию Сиддхатты Гаутамы - это очень небуддийский поступок». При жизни Будда был известен своими учениями, но он не хотел, чтобы последователи были преданы исключительно ему. Его предпочтения создали проблему для историков. Религиозных текстов о буддизме предостаточно, но конкретных фактов о его личной жизни, в том числе о том, когда он жил, немного.

Ученые обращаются к археологии за более полной картиной жизни Будды и исследуют места, священные для веры. За последние два десятилетия в ходе раскопок на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО в Лумбини, Непал, где, согласно традиции, родился Сиддхартха Гаутама, были обнаружены некоторые удивительные открытия, в том числе самая ранняя в мире буддийская святыня. Эти находки проливают больше света на раннее развитие буддизма и роль буддизма в третьем веке до н. э. при индийском императоре Ашоке Великом в своем распространении. Они также предоставляют важную информацию в поисках, чтобы определить, когда Сиддхартха родился, когда он жил и когда он умер.

Стать Буддой

Сегодняшние буддисты исповедуют свою веру по всему миру, особенно в Восточной Азии, в Китае, Таиланде и Японии. По мере распространения религии она разделялась на разные школы с различными интерпретациями веры и разными центральными текстами, в которых подробно описывались основные убеждения каждой ветви.

Священные тексты описывают ранние годы жизни Сиддхартхи как члена богатого и могущественного клана Шакья, который контролировал регион на северо-востоке Индийского субконтинента. Его родителями были мужчина по имени Суддходана и женщина по имени Майя. Пытаясь защитить Сиддхартху от зла мира, его отец изолировал его в Капилавасту, чтобы оградить его от боли и страданий.

Храм Махабодхи в Бодх-Гая, Бихар, Индия, отмечает традиционное место, где Будда достиг просветления под деревом бодхи.
Храм Махабодхи в Бодх-Гая, Бихар, Индия, отмечает традиционное место, где Будда достиг просветления под деревом бодхи.

Лишь в 29 лет Сиддхартха, ставший мужем и отцом, разочаровался в жизни при роскошном дворе и отважился выйти в мир, где впервые столкнулся с суровой реальностью жизни: болезнью, старостью и смертью. Оставив своих родителей, жену и сына, он отказался от утешения и отправился в мир искать мудрости и прекращения человеческих страданий. В Бодх-Гая, сегодня на северо-востоке Индии, Сиддхартха нашел ответы, сидя под священным фиговым деревом (Ficus religiosa), известным как бодхи. Там он достиг просветления или нирваны. В этом новом состоянии он стал известен как Будда, что означает «пробужденный».

Ученые считают, что Сиддхартха обучал других и создал секту, известную как Сангха. Среди его учений был призыв отказаться от мирского и привязанности, чтобы достичь состояния нирваны. Распространенное буддийское убеждение состоит в том, что большинство людей должны повторить цикл смерти и возрождения в течение многих жизней, процесс, называемый сансарой, прежде чем они смогут достичь просветления и освободиться от страданий.

Ранние буддийские писания содержат общее биографическое повествование о жизни Будды, но они представляют разные сценарии того, когда это происходило. Некоторые относят события к середине третьего тысячелетия до нашей эры, а другие - к концу третьего века до нашей эры.

После смерти Будды его учения постепенно превратились в своеобразную новую веру. Преданные последователи распространяли его учение по всей Азии. Сначала это была, вероятно, одна из многих новых, небольших религий в плодородной интеллектуальной и религиозной атмосфере северной Индии того времени.

Появление Ашоки

В третьем веке до нашей эры к власти приходит самый необычный царь, который поможет этой новой вере расцвести и вырасти. Его звали Ашока, внук основателя империи Маурьев, могущественной династии, центром которой был город древней Паталипутры (недалеко от современной Патны). Маурьи воспользовались вакуумом власти после смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э., распространив власть на север Индии.

Ашока Великий стал императором около 265 г. до н.э. и продолжал завоевывать новые территории для своей империи. На восьмом году своего правления он претерпел глубокую духовную перемену. По его собственным словам, это произошло после завоевания соседнего региона Калинга. Увидев страдания, вызванные его войной, царь почувствовал такое раскаяние, что отказался от насилия и принял буддизм. Ашока ввел буддийские учения в качестве государственной политики и начертал свои новые принципы и стратегии на ориентирах и колоннах по всей своей империи.

Слева: в центральной Индии северные ворота Великой ступы в Санчи, построенной в третьем веке до н. э. Император Ашока, показывает сцены из жизни Будды.  Справа: император Ашока, обращенный в буддизм, оставил памятники по всей империи Маурьев, в том числе один в Лумбини, в память о своем визите примерно в 249 г. до н.э.
Слева: в центральной Индии северные ворота Великой ступы в Санчи, построенной в третьем веке до н. э. Император Ашока, показывает сцены из жизни Будды. Справа: император Ашока, обращенный в буддизм, оставил памятники по всей империи Маурьев, в том числе один в Лумбини, в память о своем визите примерно в 249 г. до н.э.

Принятие Ашокой буддизма вызвало массовое распространение веры по всей Индии. Примерно к 50 г. до н.э. различные школы буддизма начали «путешествовать» по торговым сетям, в том числе по Шелковому пути. Буддизм начал укореняться за тысячи миль к востоку от своей родины, достигнув Японии к пятому веку. По мере распространения буддизма его приверженцы начали совершать паломничества к месту рождения Будды — Лумбини.

Новый взгляд на Лумбини

Буддийские тексты описывают рождение Майи так; она ехала в дом своих родителей, когда у нее начались схватки в Лумбини, и она родила, держась за ветку салового дерева. В течение нескольких столетий после смерти Будды, это место оставалось важным, но со временем его популярность пошла на убыль, возможно, из-за политических потрясений в регионе.

В 1890-х годах здесь был найден столб с надписью III века до н.э. от имени царя Деванама Прии Приядарсина, которого большинство историков отождествляют с Ашокой Великим. В нем говорилось: «Будучи помазанным двадцать лет, он сам пришел и поклонялся этому месту, потому что здесь родился Будда Шакьямуни». Место рождения Будды было открыто заново.

Держась за ветку дерева сал, Майя рождает Сиддхартху Гаутаму, который станет Буддой на этом барельефе второго или третьего века нашей эры из современного Пакистана, который сейчас находится в музее Гиме. Франция.
Держась за ветку дерева сал, Майя рождает Сиддхартху Гаутаму, который станет Буддой на этом барельефе второго или третьего века нашей эры из современного Пакистана, который сейчас находится в музее Гиме. Франция.

Раскопки в Лумбини выявили сложное место со множеством построек, возведенных на протяжении веков. Одним из самых священных является Танк Шакья, бассейн, где, как полагают, Майя купалась перед родами. Были обнаружены остатки буддийских монастырей, датируемых от третьего века до н.э. до пятого века нашей эры. Археологи также обнаружили руины ступ (священных святилищ) еще в 15 веке нашей эры. Главное здание этого места, Храм Майя, было построено на более ранних постройках Ашоки. В 1996 году под храмом был найден блок, который, как полагают, отмечает место рождения Будды. В 1997 году ЮНЕСКО внесло комплекс Лумбини в список Всемирного наследия.

До недавнего времени самые ранние археологические свидетельства установившейся буддийской практики относились к третьему веку до нашей эры, но открытие, сделанное в 2011 году, может изменить это мнение. Международная команда проводила раскопки под кирпичным тротуаром эпохи Ашоки в Лумбини. Под руководством археологов Робина Конингема и Коша Прасада Ачарьи команда сняла тротуар, чтобы найти остатки деревянной конструкции. При анализе было обнаружено, что образцы датируются примерно 550 г. до н.э.

Слева: Храм Майя окружен несколькими группами святынь. Эти святыни, известные как ступы, были построены между третьим и девятым веками нашей эры. Справа: Белые стены храма майя Лумбини возвышаются над гораздо более ранними буддийскими постройками. Предание гласит, что перед рождением Сиддхартхи Майя купалась в этом бассейне.
Слева: Храм Майя окружен несколькими группами святынь. Эти святыни, известные как ступы, были построены между третьим и девятым веками нашей эры. Справа: Белые стены храма майя Лумбини возвышаются над гораздо более ранними буддийскими постройками. Предание гласит, что перед рождением Сиддхартхи Майя купалась в этом бассейне.

Найденные там минерализованные корни деревьев позволяют предположить, что деревянное сооружение, вероятно, было бодхигарой, святилищем дерева. Хотя такие остатки также были связаны с добуддийскими памятниками, Конингем и Ачарья оба считают, что отличительные черты находки — буддийские.

Согласно традиции, Будда при жизни определил Лумбини как место паломничества. Поскольку храм на дереве был датирован примерно шестым веком до нашей эры, открытие предполагает, что Будда мог жить где-то в шестом веке до нашей эры и дает историкам новые доказательства для взвешивания, когда они пытаются реконструировать жизнь Будды.