Уважаемые читатели! Сегодня я заканчиваю тему школы рассказом об одноклассниках. Тем более, что есть повод. В этом году исполняется 60 лет со времени выпуска нашего класса, а Жиздринская средняя школа №1 отмечает 150-ю годовщину своего существования. Хотелось бы узнать, как вы относитесь к советской школе? Что бы вы перенесли из тех времён в современную систему образования, от чего бы отказались?
О девочках класса
До выпуска из школы нас в классе оставалось четырнадцать человек, в том числе, четыре девочки. Среди них выделялась Тамара Кузьменко своей серьёзностью в учёбе и глубиной знаний. Сосредоточенное выражение лица, широко открытые глаза, чёрные волосы, спадающие длинной косой на спину роднили её с Улей Громовой из "Молодой гвардии". Она и вуз выбрала серьёзный в Москве - Второй медицинский. Рая Шевченко больше напоминала Любовь Шевцову: активная в поведении, хохотушка, могла "выкинуть" любую неожиданность. Рая стала педагогом, вышла замуж за одноклассника. Люба Морозова по характеру была похожа на Тамару.
Несмотря на определённые неудобства интернатской жизни, Любу ничто не отвлекало от добросовестного выполнения школьных заданий. Профессию учителя русского языка и литературы она получила в Калужском пединституте. Нина Иванюхина после техникума в брянской Навле стала специалистом по пушному звероводству и была направлена в Харьков, где вышла замуж.
Наши мальчики
Из мальчиков наиболее развитыми были городские. Они хорошо учились, много знали, много читали, их интересы были более разнообразными, чем у нас, сельских. Бывая у них в гостях, я видел в их рабочих уголках много книг в шкафах и на полках, самодельные столярные безделушки, настольные игры. Учёба им давалась легко, и сельским ребятам приходилось порой списывать у них домашние задания, особенно на первом этапе учёбы.
Среди ребят особенно выделялся Федя Яговкин. Федя появился в девятом классе, когда его семья переехала с Урала на родину. Худощавый, высокий парень несколько сутулился, был спокойным. Обычно на вопросы учителя отвечал медленно, как бы рассуждая вслух, предложения строил с вопросительным уклоном. Учителя в такой манере ответа подозревали неуверенность, нетвёрдое знание предмета. И только в конце четверти все поняли, какой остротой ума и глубиной знаний он обладал. После школы Федя учился в одном из лучших вузов страны - МИФИ и , получив диплом, работал под Киевом инженером - ядерщиком.
Серёжа Конопелькин, наряду с хорошей учёбой, выделялся склонностью к техническому творчеству. У него лучше всех получались изделия на уроках труда. Учитель только его допускал к токарному станку. Волевое выражение лица, отсутствие суетливости в действиях делало его взрослее нас. Сергей окончил Брянский машиностроительный институт. Жизненные пути у меня с ним время от времени пересекались.
Ещё в классе были двое Прошек: Прошка Большой - Гена Прохоров и Прошка Меньшой - Саша Пронин. Хотя ростом они мало отличались, но Гена был плотным увальнем. Причёска с прямыми волосами, зачёсанными назад "под Сталина", делала его более высоким. Саша был подвижным, коротко стриженые волосы придавали его характеру "ершистость", хотя на сам деле и Саша, и Гена были добрыми и отзывчивыми ребятами. В классе все были спортивными ребятами, но жизнь спорту посвятил только Саша. Пронин окончил физкультурное отделение Тамбовского института. Служил в армии. Преподавал в спортивной школе Башкирии. Потом возвратился в Жиздру и работал учителем в нашей школе. Мне нравится бывать в его гостеприимном доме. Семье, родному дому он с женой Светланой Николаевной, тоже бывшей ученицы нашей школы, отдаёт всё тепло и заботу.
Толя Иванов тоже котировался как отличный ученик и товарищ. Иванов и Прохоров окончили МИХМ. Прохоров остался в Москве работать в проектном институте, Иванова направили инженером на завод в Брянскую область, где он и вышел на пенсию с должности директора. Серёжа Смирнов вырос в семье учителей, поэтому неудивительно, что и он сначала поступил в пединститут. Но потом окончил Уральский университет и выбрал себе стезю учёного. В 2019 году мы нашли друг друга в интернете. Он рассказал много интересного и поучительного о себе, о своей семье, о судьбе некоторых одноклассников. Хоть и на пенсии, но профессор, доктор наук С.С. Смирнов продолжает преподавательскую и общественную деятельность в вузах Челябинска.
О Борисе Хакимове у меня скудные сведения. В школе ровно, успешно мешали учиться ему, видимо, какие-то семейные неурядицы. В общем-то неплохой парень, по характеру был вспыльчив, внутренне закрыт. Он рано ушёл из жизни. Ещё одному однокласснику, Виктору Панфилову, учёба давалась с трудом. Ему был больше по душе простой крестьянский быт. Вместе со мной он поступил в Костромской сельхозинститут, потом перевёлся по семейным обстоятельствам в "Тимирязевку". Из него получился хороший специалист сельского хозяйства.
Заканчиваю рассказ о своих одноклассниках Иваном Поздняковым. Ивану не было равных в практической хватке, в знании бытовой прозы жизни. И в строительной бригаде из учащихся, которая создавалась в каникулы для ремонта школы, и на осенних сельхозработах в колхозах Иван был незаменимым организатором и "завхозом". Таким деятельным он остался и потом, много лет возглавляя известную в Жиздринском районе и области строительную организацию.
Прощание со школой
Начало 60-х годов. Даже мы, юноши, чувствовали в обществе возбуждённость, стремление людей к лучшему, веру в завтрашний день. Первый полёт в космос Гагарина, освоение новых земель Сибири с богатейшими запасами природных ископаемых, развитие химии, ядерной физики... На фоне этого появляются популярные писатели и поэты современности: Юрий Бондарев, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко... И мы на школьных вечерах читаем со сцены: "...Сам я винтиком был, старался, был безропотным, еле видимым...". Это Рождественский переосмысливает своё отношение к сталинскому периоду. А в стихотворении Евтушенко "Давайте мальчики!" меня до сих пор удивляет, как точно в свои молодые годы подметил автор особенность человеческого характера быть максималистом, бескомпромиссным в юности и рассудительным, покладистым в старости.
Заканчивался последний учебный год. Выпускные экзамены начались 30 мая 1963 года (День моего рожденья) с сочинения. Было солнечное, нежное утро. По улице в палисадниках и на школьном участке буйно цвела сирень. Одноклассники в приподнятом настроении рассаживались в кабинете литературы за столы по одному. Анжела Викторовна объявила две обязательные темы сочинения и сочинение на вольную тему.
Учительница разрешила сбегать в интернат за недоставшейся мне бумагой для черновика. Захожу в комнату. На стенах, на тумбочках, в зеркале играют солнечные зайчики. Из репродуктора звучит жизнерадостная мелодия концерта Кабалевского для фортепьяно с оркестром, внушающая оптимизм, веру в благополучный исход экзамена. Вот с таким настроением на одном дыхании я написал сочинение на вольную тему и получил редкие для меня "отлично" за содержание и "хорошо" за грамотность.
Экзамены заняли весь июнь. Потом было фотографирование всем классом, последний общий поход в кино и прощальный выпускной вечер с лёгким банкетом, с танцами в актовом зале, на которые из-за малочисленности класса пригласили младших ребят и девчат. После танцев притихшей стайкой мы бродили по городу, заходили в любимый горожанами бор, опять возвращались в городской сад с аллеями высоких деревьев и танцплощадкой. Прощались на мосту через реку Жиздру. Я вырезал на перилах моста последний автограф. Светало. Над водой всё выше поднимались хлопья густого тумана. Туманно было ещё и наше будущее...