В истории искусства лошади всегда занимали важное место, но лишь немногие художники посвящали этим потрясающим созданиям все свое творчество и делали их главными героями картин. Одним из таких был Иоганн Георг де Гамильтон – художник шотландского происхождения, ставший придворным мастером императора Священной Римской империи Карла VI.
Иоганн Георг де Гамильтон происходит из художественной семьи. Живописцем был и его отец Джеймс Гамильтон и двое его братьев – Филипп Фердинанд и Карл Вильгельм. Удивительно, но трое братьев были талантливы в равной степени и смогли добиться известности и хорошего положения при дворах европейских монархов и дворян. Но вернемся к Иоганну Георгу.
Он родился в 1672 году. В 1689 году юный художник переезжает в Вену, где на протяжении следующих двадцати лет строит свою карьеру. Около 1702 года Иоганн Георг де Гамильтон становится академиком Венской Академии художеств и в 1709 году покидает австрийскую столицу. Почти 10 лет он работает в разных городах Европы, создавая произведения по заказам представителей знатных родов, в числе которых был князь Адам Франц цу Шварценберг. В 1702 году Шварценберг был назначен главным конюшенным императора Священной Римской империи Иосифа I (предшественник Карла VI) и в период между 1705 и 1715 годами заказал Гамильтону свой монументальный парадный портрет (260 х 272 см) на белом липицианском коне, исполняющем каприоль.
Это полотно стало одной из ранних работ Гамильтона, посвященных породистым лошадям, и оно очень интересно с точки зрения подхода мастера к изображению коней и людей. Перед нами роскошный и очень натуралистично исполненный белый конь, запечатленный в момент сложнейшего прыжка. Несмотря на поджатые копыта в нем нет ни капли скованности или напряжения, конь находится в своей стихии. Чего нельзя сказать о сидящем на нем князе. Художник изобразил его в совершенно неестественной для такого прыжка позе. Князь выпрямлен и натянут, словно струна. Вероятно, Шварценберг никогда не исполнял каприоли верхом на коне, а просто захотел иметь необычный портрет, увидев какими эффектными получаются парящие кони Гамильтона. Поза князя дает возможность предположить, что он позировал на статично установленном седле и принял положение, которое показалось ему наиболее величественным и удобным для длительного позирования.
В 1718 году Иоганн Георг де Гамильтон возвращается в Вену. Будучи к тому времени известным анималистом, прославившимся реалистичными изображениями породистых лошадей, Гамильтон получает должность придворного художника Карла VI и задание запечатлеть великолепных коней, которыми обладал император.
С XVI века Габсбурги занимались разведением лошадей. Почти одновременно возникли конные заводы в Кладрубах (1579) и Липице (1580), где выращивали лошадей двух самых известных пород – кладрубской и липицианской. Липицианские кони предназначались для высшей школы верховой езды. Их отличал белый цвет и высокие способности к обучению сложным трюкам.
Лошади кладрубской породы были мощными каретными лошадьми, которые обычно выращивались для церемоний австрийского императорского двора и сопровождали Габсбургов в дни торжеств и траура, на коронациях и в путешествиях. Однако, картины Гамильтона доказывают, что и кладрубы обучались трюкам верховой езды и исполняли их не менее грациозно. В отличие от липицианов, кладрубские кони были самых разных, в том числе экзотических, мастей – в императорских конюшнях встречались буланые, чубарые, пегие, серые «в яблоках» кони и др.
В своей конной галерее Иоганн Георг де Гамильтон представляет все разнообразие лошадей Карла VI, при этом каждого коня художник изображает с невероятной любовью и почтением, даже, наверное, преклонением перед этими красивейшими, величественными созданиями. Это ощущается во всем – в том, как прописаны детали, как переливается шерстка и сверкают огромные карие глаза-вишни. Как смотрят на коней их берейторы и конюхи. На этих картинах кони не просто главные герои, они, буквально, царствуют и совершенно невозможно перестать любоваться ими.
При всем этом Гамильтон демонстрирует в картинах не только физическое совершенство, но и мастерство этих роскошных красавцев. Художник пишет императорских липицанов и кладрубов в динамике – его кони пиаффируют, исполняют крупады, левады и сложнейшие каприоли. Судя по всему, работая над императорским заказом, Гамильтон часто посещал знаменитую Испанскую школу верховой езды в Вене, где зарисовывал коней во время тренировок, а затем использовал эти зарисовки при создании полотен.
Серия картин с императорскими конями создавалась Гамильтоном между 1720 и 1730 годами. Всего было написано несколько десятков картин, 24 из которых украсили стены Зала лошадей во дворце Шёнбрунн в Вене. Этот заказ сделал художника одним из самых популярных в Европе мастеров-анималистов. Его прозвали «Венским Вуттоном», сравнивая с современником – английским анималистом Джоном Вуттоном, который тоже поставил животных (в том числе и лошадей) в центр внимания своих картин.
Работая одновременно в разных частях Европы Гамильтон и Вуттон стали основоположниками так называемого спортивного жанра в живописи, включающего в себя изображение породистых лошадей, сцен охоты и спортивных состязаний. Иоганн Георг де Гамильтон умер в Вене в 1737 году, оставив после себя внушительную галерею портретов коней, находящихся сегодня в разных музеях и частных коллекциях.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!