В последние дни «Лесная» напоминает о себе всё чаще. Вонь свалочного газа с полигона распространяется на многие километры и ощущается даже на восточных окраинах Серпухова. На рекультивации и дегазации с помощью факелов ТБО Лесная рекламировались все кому не лень — депутат госдумы Александр Коган, губернатор Воробьёв, мэры Жариков и Купецкая, совет депутатов почти в полном составе и другие местные ирегиональные бюрократы.
Впрочем, неприятный запах, как выяснилось, только половина беды #БольшойСерпухов. А точнее — вершина айсберга. То, о чём м ногие из нас догадывались недавно подтвердили специалисты ФГБУ «Институт проблем экологии и эволюции им. Северцева» Российской академии наук. Они провели научно-исследовательскую работу в Серпухове, занимаясь изучением и оценкой текущего уровня загрязнения диоксинами почв в окрестностях полигона ТКО «Лесная» (за пределами санитарной зоны свалки).
Исследования осуществляли профессор Румак, доктор биологических наук Умнова, кандидат химических наук Шелепчиков, доцент МГУ, кандидат библиологических наук Литвинова и др.
Учёные выбрали две локации с координатами 54,93 c.ш. и 37,31 в.д, а также 54,92 с.ш. и 37,33 в.д. Здесь они взяли на анализ почву и выловили для исследования мышей-полёвок. А затем, методом хромато-масс-спектрометрии высокого разрешения, определяли в образцах содержание токсичных для человека канцерогенов диоксидов.
Естественно, диоксины в почве и в тканях мышей были обнаружены.
Учёные отметили один любопытный факт: концентрация этих опасных веществ в почве возрастала по мере удаления от полигона. Аналогичный эффект они наблюдали при изучении свалки «Саларьево» (Новая Москва). Там концентрация канцерогенов в 5 км от помойки была намного выше, чем в километре от неё. Исследователи не исключают, что что в Серпухове источниками загрязнения могут выступать высокотемпературные факелы, размещённые на «Лесной». Но это лишь предположение, которые, как говорят сами эксперты, требует специальной проработки.
(Исследования 2020 года показали, что концентрация диоксинов на «Лесной» до шести раз выше, чем фиксировалась в «Саларьево». И, есть мнение, что это связываю именно с использованием в Серпухове высокотемпературных факельных установок).
Получив все данные и проанализировав цифры, специалисты пришли к неутешительному выводу: свалку «Лесная» можно рассматривать в качестве источника диоксинов, загрязняющих территорию за пределами её санитарной зоны.
В документе отмечается, что в исследованных почвах доминируют ПХДФ (это сильные загрязнители окружающей среды, образующиеся при ряде химических процессов и при сжигании мусора). Обнаружены в земле и ОХДД (один из «родственников» диоксинов, обычно встречается в дыме и в некоторых загрязненных почвах. Классифицируется как токсичный). А наличие токсинов в тканях исследованных мышей свидетельствует об общем загрязнении биоты и поглощении опасных веществ обитателями исследованной территории (с пищей).
В документе особо подчёркивается, что на свалке «Саларьево», также травящей диоксинами округу, выявлен эффект передачи диоксинов от самки мыши её детёнышам, а в популяции обнаружены изменения показателей экспрессии ряда генов. Проще говоря, токсин, попавший в организм мыши, живущей возле свалки, не выводится со временем, передаётся из поколения в поколение и постепенно вызывает мутации у потомства.
Для тех кто подзабыл школьную программу по химии, напомним, что диоксины «оседают» не рецепторах в человеческом организме.
Это ломает работу иммунной системы, влечёт за собой развитие онкозаболеваний, бесплодие, замедление полового созревания, проблемы с эндокринной системой.
Мы попросили прокомментировать результаты исследования серпуховского экоактивиста Андрея Елькина, который сам живёт в микрорайоне «Лесная», ранее неоднократно публично выступал за закрытие полигона, а сейчас требует от минэкологии Московской области последовательной рекультивации с соблюдением всех норм экологического законодательства. Он так же является противником активной дегазации свалки и настаивает на демонтаже высокотемпературных факелов, сжигающих свалочный газ в режиме 24/7.
“Данные исследования меня, естественно, ужаснули. Я понимал, что экологическая ситуация вокруг полигона «Лесная» сложная, но не думал что всё зашло так далеко. Учитывая заключение специалистов, я бы предложил организовать вокруг свалки зону отчуждения. Жить рядом с полигоном просто опасно. Изучив все предоставленные мне материалы, я принял решение, что не буду больше звать к себе в гости маленьких внуков. Увы, это может быть просто небезопасно для их здоровья…”