Довольно часто мне доводится работать в Романовом переулке, что в центре Москвы, откуда до Кремля – метров триста. И любоваться на этот очень красивый храм с красными стенами, точеными формами, белокаменным декором и серебряными куполами (7 фото, иллюстрирующие, каким я его увидел со своего рабочего места).
Сегодня речь пойдет об одном уникальном храме Москвы. Резонный вопрос, возникающий в самую первую очередь: чем может быть уникальна какая бы то ни было церковь в Москве, где церквей этих – сорок сороков? А вот бывает.
К примеру – вот эта церковь Знамения иконы Божьей Матери. И уникальна она тем, что это…
…Возможно, самый первый храм в стиле Нарышкинского барокко
Того самого, изящного и яркого, такого разного и одновременно с этим без труда узнаваемого. Того самого, бесконечно набившего оскомину, после которого так тянет в старинные русские города – полюбоваться древним, исконно русским зодчеством.
Конечно, ученые, историки, искусствоведы и архитекторы до последнего дня существования этого мира будут спорить, так ли это на самом деле или нет, но все-таки в большинстве своем склоняются к тому, что, скорее всего, и правда, первый.
И дело, как мне кажется, в том, что хотя подобные формы и начинали уже строиться, но вот именно с этого храма в обиход вошел сам термин «нарышкинское барокко».
Но, так или иначе, храм действительно прекрасен!
Стоит же он на месте древнего храма, о котором документы начали упоминать еще в 1613 году. Хотя свидетельствуют, что и при Иване Васильевиче уже была здесь церковь. Да и как не быть ей там, где при Грозном располагался опричный лагерь – безжалостный и беспощадный, но невозможный без богомольных влечений великого князя и первого в истории Руси царя.
Но вот династия Рюрика покинула арену Истории, а на ее место после десятилетий смут, стихий, семибояр и самозванцев, пришла другая фамилия. И земля эта досталась Ивану Никитичу Романову, родному дядьке Михаила Федоровича, первого из царей новой династии. А от него, попутно обойдя еще нескольких владельцев – к будущему дедушке будущего последнего царя всея Руси и первого Императора Всероссийского, Петра Первого – Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Это случилось в 1671 году. А спустя два десятка лет, в 1691 году его сын, Лев Кириллович, дядя Петра, выстроил новое здание Знаменского храма. Здание, получившее…
…Новый, необычный облик
Зодчим, возводившим храм, был крепостной Яков Григорьевич Бухвостов. Тот самый, который создал, помимо прочего, надвратную церковь Новоиерусалимского монастыря, Успенский собор Рязанского кремля и церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове (речь о котором в одной из будущих заметок).
И это было своеобразное новаторство: на традиционном четверике установили восьмерик, а на нем – как пирамидку – три других восьмерика, венчаемые луковичной главой. Во втором восьмерике разместилась звонница, отнеся новый храм к традиционному в пятнадцатом-шестнадцатом веках стилю «иже под колоколы». А вокруг центрального купола образовались еще четыре равных центральному по размеру: три над апсидами и один – над трапезной. А всю конструкцию окружила открытая галерея-гульбище (5 фото).
Позднее земля эта перешла к Разумовским, а от них к Николаю Петровичу Шереметеву. В 1812 году храм разорили французы, и богослужения в нем надолго прекратились. Лишь спустя тридцать пять лет дочь Николая Петровича – Надежда Николаевна Шереметева (к слову сказать, родная тетушка Федора Тютчева, которую даже Николай Васильевич Гоголь величал своей духовной матерью), испросив благословения у митрополита Московского Филарета, смогла отреставрировать храм.
С того времени (а именно с 1847 года) Знаменский храм, до сего момента бывший домовой церковью Нарышкиных, Разумовских и Шереметевых, хоть и необычно великим по размеру для домового храма, стал приходским. Однако не утратил имени Шереметевых в названии, и поныне именуемый храмом Знамения Божией Матери на Шереметьевском дворе города Москвы. Да и сами Шереметевы продолжили оставаться его прихожанами наряду с обычными москвичами.
Так продолжалось…
…Вплоть до революции
А после революции, в двадцатых годах церковь закрыли, уничтожив паперть и гульбищем и трапезную, а заодно и все архитектурные изыски первого яруса. Как раз тогда и появилась вокруг храма вся эта плотная, местами безобразная застройка. В этой статье я показываю много фотографий не только сделанных специально для Дзеновской заметки, но и скопившихся у меня за многие разы, когда доводилось работать по соседству. Вот примерно так выглядит «обрамление» храма, стоящего в паре-тройке сотен метров от Кремлевской стены (2 фото).
В самом же храме расположилась столовая Кремлевской больницы, а сама больница заняла помещения бывшей усадьбы Шереметевых.
Подобающий вид храму, затратив множество усилий на реставрацию, удалось вернуть лишь в нулевых годах нашего века. Богослужения в нем возобновились в 2002-м, хоть реставрация продолжалась и после его открытия (13 фото внутреннего убранства храма).
И храм этот, и само место, буквально дышат Историей, и очень жаль, что многие, проходя мимо него по Воздвиженке, Моховой или Большой Никитской, даже не подозревают о его существовании. Но стоит заглянуть в Романов переулок...
Кстати, в Романов переулок я еще вернусь в своем следующем рассказе, не отходите далеко, прогуляйтесь немного по этим местам!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!