"Пагубная болезнь, - думал Рубашов. - Революционер не может считаться с тем, как другие воспринимают мир. Или может? И даже должен?..."
А. Кестлер "Слепящая тьма".
В 1927 г., один из самых выдающихся деятелей Русской Церкви ХХ века - митрополит Сергий (Страгородский) издал свою знаменитую "Декларацию".
В "Декларации" не было ничего предосудительного. Его Высокопреосвященство сказал, что Советская власть "от Бога" (как любая другая) и призвал молиться за нее. Как молились преследуемые христиане первых веков за власть римских кесарей.
Эта "Декларация" вызвала бурю ненависти у тех "отбросов" нашего "духовенства", которых потом назовут "зарубежники". Это люди - сбежавшие из страны, бросившие свою паству и из-за рубежа, поучавшие наших священников: КАК им надо себя вести.
Но даже "Декларация" не могла исправить ситуацию. 1929 г. стал "годом великого перелома" не только потому, что началось уничтожение русского крестьянства и свертывание политики НЭПа. Началось агрессивное наступление на религию. И, в первую очередь, Российскую Православную Церковь (напоминаем - название ТОГДА было таким).
Конец 1920-х-30-е гг. были пиковыми в деятельности всесоюзного антирелигиозного общества, который именовали "Союз безбожников". В состав этой организации входили разнообразные антирелигиозные издания (например, журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Деревенский безбожник», «Юные безбожник» и другие, выходившие на различных языках народов СССР).
Регулярно организовывались массовые мероприятия: лекции, демонстрации, «антирелигиозные пасхи» и т. д. Общество имело десятки тысяч первичных ячеек на заводах, фабриках, в колхозах. К 1936 году численность организации превысила 5 миллионов (!!!) человек, в отрядах "юных безбожников" состояло более 2 миллионов "пионэров".
Активистам этой организации государство предоставляло ряд льгот, например, бесплатные путевки. Для некоторых из них (лекторов и агитаторов) атеизм стал профессией. Справедливости ради следует сказать, что, среди отечественной интеллигенции, эти существа были самой презираемой кастой. Что справедливо. Туда шли те, кто вообще не мог защитить диссертацию, ни в одной из сфер интеллектуальной деятельности.
На состоявшийся в 1929 г. Съезд Союза безбожников прибыло более 1200 делегатов. С речами на съезде "блистали" Демьян Бедный и Максим Горький, Бухарин и Луначарский. С особой яростью глумился над Русской Церковью (и религией вообще) гражданин Маяковский. Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников».
Стоит отметить, что атака велась не просто на Православную Церковь, но на религию вообще. Преследовались буддисты, баптисты, да все.
С 1930 г. была максимально упрощена процедура ликвидации религиозных сооружений.
Новый документ: "Ограничивал деятельность религиозных служителей стенами храмов, монастырей, домов молитвы, мечетей и синагог, а также местом проживания верующих. Запрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей; оказывать материальную поддержку своим членам; организовывать... детские, юношеские... и другие собрания, и общие библейские, литературные, трудовые... собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии..., открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь".
В результате кампании по закрытию храмов, мечетей и синагог, например, в Ленинградской области из имевшихся до революции 2165 культовых зданий было закрыто 1207. В самом Ленинграде из 421 здания было закрыто 316. А в Минске (к Великой Отечественной войне) функционирующих храмов не осталось вообще.
Гонения на верующих осуществлялись под личным контролем товарища Сталина. 13.11.1937 года Лев Захарович Мехлис переслал Сталину письмо редактора газеты "Звезда" о влиянии влиянии Православной Церкви в Белоруссии, и Сталин написал резолюцию: «Надо бы поприжать господ церковников».
С августа по ноябрь 1937 г. было арестовано 31 359 «церковников», из них 1/4 миряне. Из их числа арестованных, приговорено к расстрелу 13 671 человек. В своем комментарии к этим цифрам глава НКВД Николай Ежов писал: «В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <…> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви...».
Аресты, "посадки" и расстрелы тянулись на протяжении всего периода 1937-38 годов. По подсчетам историка Дмитрия Поспеловского «было ликвидировано или арестовано до 85 % священников».
Здесь тонкий момент. До сих пор высказывается мнение (автор его НЕ разделяет, но оно есть), что наш епископат и духовенство понесли Божью кару за то, как повели себя (конечно не все) в ужасной катастрофе Февраля 1917 г. Мы писали об этом: "Русская Церковь и Февральская революция". Где озвучивали позицию адмирала Колчака.
Что НЕ ОПРАВДЫВАЕТ гонения.
Чтобы расправы с верующими людьми, гонения ни русскую Историю и Культуру прекратились, понадобилось страшное пекло Великой Отечественной войны. Но об этом - в следующий раз. А пока, мы благодарим наших подписчиков из Белоруссии и Свердловской области. А нашим читателям из Уфы и Самары предлагаем - не стесняйтесь: подписывайтесь и ставьте лайки. Читайте: "Президент Байден. Его политика и религия", "Православный директор американской разведки. И такое бывает...", и "Собор святого Павла: 5 любопытных фактов или какого британского архитектора невзлюбила Меган Маркл". А главное - помните, что в огненном аду будет гореть тот, кто не подписан на канал "Старый Мушкетер".
Храни Вас Бог.