Политические кризисы нередко порождают революции, а они, в свою очередь, очень часто приводят к гражданским войнам. Разумеется, без национальной специфики никуда, поэтому с каждым обществом приходится разбираться отдельно. В том числе и посредством искусства. Так в Мексиканской революции попытался разобраться знаменитый режиссер Элиа Казан, поставив по сценарию Джона Стейнбека байопик «Вива, Сапата!» (1952).
Президент Порфирио Диас несколько засиделся – он правит Мексикой с 1884-го, а на дворе уже 1910-е. Называет себя отцом и защитником нации. Вся защита, впрочем, выражается в развешанных повсюду героических портретах и в дозволении крупным землевладельцам отбирать крестьянские наделы.
Бедняк Эмилиано Сапата вместе с другими крестьянами пытается добиться от правительства и лично президента помощи в возвращении незаконно похищенных земель, но довольно быстро становится ясно, чьи интересы защищает правительство. Тогда Сапата и его брат Эуфемио решаются на вооруженное восстание, дабы урегулировать вопрос силой.
В это же самое время в другом конце страны вспыхивает еще один очаг нестабильности – там крестьян на бунт поднимает Панчо Вилья. При этом за рубежом находится изгнанная оппозиция во главе с несколько наивным либералом Франсиско Мадеро. Постепенно восстание перерастает в полноценную революцию, в которой Сапата становится одним из видных лидеров. И президенту Диасу уже сложно ей сопротивляться.
Но, как выясняется, устранения тирана совершенно недостаточно для установления более справедливого общества. Эмилиано Сапате предстоит на собственной шкуре убедиться, что переделать реальность не так просто: кругом обостряются конфликты интересов, близкие соратники погибают или развращаются, элиты стараются подкупить народных вожаков, повсюду появляются предатели. И эти проблемы требуют жестоких, порой безжалостных решений.
Мы знаем, что Элиа Казан в реальной жизни не сумел выдержать давления Комиссии по антиамериканской деятельности (КРАД) и выдал ей множество друзей левых взглядов, за что потом до конца дней пытался оправдаться.
Но вполне возможно, что картина о Мексиканской революции была для него своего рода отдушиной, возможностью поговорить о волнующих темах на относительно безопасном для американца материале.
В первые несколько минут просмотра может смутить, что Марлон Брандо, играющий Сапату, конечно же, никакой не латиноамериканец, но система Станиславского берет свое, и вскоре становится невозможно ему не верить. В свою очередь его очень удачно оттеняет Энтони Куинн, показывающий в роли Эуфемио, как воля революционного бойца может надломиться под действием исторической бури.
В итоге имеем классику революционного кино, хоть и с весьма умеренных позиций.
__________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!