Найти в Дзене
Культурный рассвет

«Вива, Сапата!» гражданская война по мексикански

Политические кризисы нередко порождают революции, а они, в свою очередь, очень часто приводят к гражданским войнам. Разумеется, без национальной специфики никуда, поэтому с каждым обществом приходится разбираться отдельно. В том числе и посредством искусства. Так в Мексиканской революции попытался разобраться знаменитый режиссер Элиа Казан, поставив по сценарию Джона Стейнбека байопик «Вива, Сапата!» (1952).

Президент Порфирио Диас несколько засиделся – он правит Мексикой с 1884-го, а на дворе уже 1910-е. Называет себя отцом и защитником нации. Вся защита, впрочем, выражается в развешанных повсюду героических портретах и в дозволении крупным землевладельцам отбирать крестьянские наделы.

Бедняк Эмилиано Сапата вместе с другими крестьянами пытается добиться от правительства и лично президента помощи в возвращении незаконно похищенных земель, но довольно быстро становится ясно, чьи интересы защищает правительство. Тогда Сапата и его брат Эуфемио решаются на вооруженное восстание, дабы урегулировать вопрос силой.

В это же самое время в другом конце страны вспыхивает еще один очаг нестабильности – там крестьян на бунт поднимает Панчо Вилья. При этом за рубежом находится изгнанная оппозиция во главе с несколько наивным либералом Франсиско Мадеро. Постепенно восстание перерастает в полноценную революцию, в которой Сапата становится одним из видных лидеров. И президенту Диасу уже сложно ей сопротивляться.

-2

Но, как выясняется, устранения тирана совершенно недостаточно для установления более справедливого общества. Эмилиано Сапате предстоит на собственной шкуре убедиться, что переделать реальность не так просто: кругом обостряются конфликты интересов, близкие соратники погибают или развращаются, элиты стараются подкупить народных вожаков, повсюду появляются предатели. И эти проблемы требуют жестоких, порой безжалостных решений.

Мы знаем, что Элиа Казан в реальной жизни не сумел выдержать давления Комиссии по антиамериканской деятельности (КРАД) и выдал ей множество друзей левых взглядов, за что потом до конца дней пытался оправдаться.

Элиа Казан
Элиа Казан

Но вполне возможно, что картина о Мексиканской революции была для него своего рода отдушиной, возможностью поговорить о волнующих темах на относительно безопасном для американца материале.

В первые несколько минут просмотра может смутить, что Марлон Брандо, играющий Сапату, конечно же, никакой не латиноамериканец, но система Станиславского берет свое, и вскоре становится невозможно ему не верить. В свою очередь его очень удачно оттеняет Энтони Куинн, показывающий в роли Эуфемио, как воля революционного бойца может надломиться под действием исторической бури.

В итоге имеем классику революционного кино, хоть и с весьма умеренных позиций.

__________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!