Что - то я соскучилась по лету, повспоминала о нем. И о детдомовском тоже. Здание, так называемой, летней дачи, построили на берегу Еновки, примерно, в середине восьмидесятых, где- то одновременно со спортивным залом. Видимо, держать нас в палатках в период ежегодных ремонтов детского дома оказалось хлопотным делом. И я согласна. Мне точно не нравилась походная жизнь, потому что я мерзлячка! Что поделать- здоровье у детей алкоголиков всё же далеко не богатырское.
Помню, как однажды, наш класс отправился в школьный поход с ночёвкой. Ушли далеко, разбили палатки, красота! Так нет, я собрала манатки и почесала обратно в деревню. Вот не хочу ночевать в лесу и всё тут! Притащилась уже к вечеру и направилась прямиком в клуб, на индийский фильм. Вот это моё!
После появления дачи, нас на лето стали заселять в неё. Жизнь в такое время напоминала пионерский лагерь - куча кроватей и минимум удобств. Питались мы всё равно в столовой, она размещалась на первом этаже основного здания, недалеко от входа, поэтому ремонт не мешал. А всё остальное перемещалось на улицу. Мы умывались и чистили зубы в протекающей неподалёку речке, а в туалет бегали… В общем, бегали! За дачей установили временный «домик неизвестного архитектора», но лично я, не навестила его ни разу! Между зданием детдома и баней стоял каменный уличный туалет, неуютный, зато привычный. А в новый дырявый «скворечник» любой придурок заглянуть мог!
Переселение и непривычная дачная обстановка стимулировали нас на "подвиги". Вечером сложно было уложить воспитанников спать. Зубная паста, спички с ватой или газетой, пришивание к матрасу, опять же нитка под простыней... да много чего веселого происходило в этих стенах. Дети развлекали себя и другим скучать не давали. Мне, засыпающей рано, приходилось нелегко.
Вообще, развлекали мы себя оправданно, ибо, наши летние будни были похожи на день сурка ( раз день сурка зимой, летний пусть будет днем суслика). После традиционной зарядки в виде пробежки вокруг кладбища мы завтракали, а затем, шли на поляну к кладбищу - строиться на линейку, там нас ждали подъем флага летнего трудового лагеря и раздача трудовых заданий. Лагерь носил красивое название- "Романтик". Задания были разнообразные, но суть одна - работайте, товарищи. Отсюда и до обеда. Перед ужином проверим. Увы, совсем не романтично! Поэтому, летние дни остались в памяти примерно одинаковыми - дни суслика.
Исключение составляли поездки, если таковые организовывались, и периоды, когда тётя забирала меня к себе погостить. Я уже упоминала об этом в «Крапиве», «Пельменях». У тёти дома, в принципе, тоже не было особого разнообразия, я сидела в четырёх стенах, но эти дни являлись самыми счастливыми из тогдашнего детства. Ведь со мной находилась моя любимая, старенькая бабушка.
Летом мы с девчонками иногда загорали недалеко от дачи. После обеда раскидывали на траве покрывала с кроватей и до потемнения в глазах валялись под жаркими зауральскими лучами. В остальные сезоны сооружение пустовало. Мне нравилось в свободное время сидеть на берегу около него, смотреть на речку, мечтать о будущей жизни, думать.
Дача простояла недолго. Почему-то её перестали использовать по назначению и, как это бывает, тихое мародёрство вскоре стёрло с лица земли наш летний приют. У меня нет ни одного фото с ней рядом. Лишь силуэт вдалеке и оставшийся образ в памяти. В последнее время невольно думаю о здании детского дома, судьба которого пока неизвестна. Он ещё жив, работает. Вчера я видела фото воспитанников. Несмотря на громкие заявления, их до сих пор не вывезли и они находятся в привычных, родных стенах. На фотографиях мальчишки изготавливают подарочные свечи для блиндажей. Честно говоря, надеюсь, что этот навык им никогда не пригодится…
(Пока искала фото дачи, нашла ворота детского дома разных лет)