Не спешите всех признавать! Признания заслуживает только состоявшееся государство - действительно самостоятельное, жизнеспособное, ответственное.
Косовары отметили пятнадцатую годовщину самопровозглашения: - 17 февраля 2008 года парламент Косова в одностороннем порядке объявил о независимости этого новообразования с претензией на собственную государственность. Международный суд в Гааге 1 декабря 2009 года начал слушания о законности такого акта, а 22 июля 2010 года Международный суд ООН признал законность решения властей Косова провозгласить свою независимость от Сербии. На первых после объявления независимости выборах 15 ноября 2009 года победу одержала Демократическая партия Косова премьер-министра Хашима Тачи - подозреваемого в тяжких бесчеловечных преступлениях, но ставшего местным лидером.
Новообразование, формально многонациональное и двуязычное, фактически албанское, обласкано спонсорами и покровителями (они же создатели, по совместительству). Покровители себя не забыли – в Косово разместились войска НАТО, построены огромная военная база и авиатранспортный узел. Запад получил плацдарм и инструмент влияния, жёстко придавил неугодный ему сербский суверенитет. Создавать прецедент самопровозглашения они тогда не боялись, поскольку были уверены, что в дальнейшем никто без их разрешения этим прецедентом воспользоваться не посмеет.
И вот 17 февраля 2023 года американский посол Джефри Ховенир заявил в специальном видео-обращении, что Косово за 15 лет достигло большого прогресса и постепенно занимает свои места в европейских, евроатлантических и международных структурах. Однако похоже, что не так уж успешно складываются нынче дела и у самопровозглашённого косовского проекта, и у тех самых евроатлантических структур. И международное признание независимости Косова застряло на частичном статусе - в этот же день президент Сербии Александр Вучич на полях Мюнхенской конференции по безопасности заявил, что еще одно государство отозвало такое признание:
- "Мы располагаем еще одной нотой об отзыве признания независимости (Косова). Это была бы уже 27-ая или 28-ая страна. В одном государстве мы не уверены".
Можно приводить всякие аргументы «за» или «против» провозглашения суверенитета и независимости того или иного новообразования, ссылаться на разные доводы: исторические, этнические, языковые, религиозные, культурно-самобытные… Можно признавать это провозглашение или не признавать. Однако сильнее всех аргументов и признаний – объективные законы жизни и объективная реальность. По объективному закону для продолжения устойчивого существования в качестве самостоятельного государства это новообразование должно по-настоящему состояться именно как самостоятельное жизнеспособное государство.
Новая страна обязана доказать свою жизнеспособность и подтвердить свой суверенитет на деле. Иначе несостоявшееся недо-государство обанкротится экономически и политически, распадётся, исчезнет, будет кем-то поглощено, ну или сможет существовать только на внешнем содержании, а значит под внешним контролем. Это отчётливо проявилось на примерах целого ряда бывших республик СССР, которые когда-то резво ринулись в свалившуюся на них независимость, но стать настоящими суверенными государствами так и не смогли.
А что за продукт произошёл от провозглашения независимости Косова, какое государство там сложилось за прошедшие годы? Можно ли считать это образование самостоятельным, способно ли оно выживать и самоуправляться без внешнего участия, отвечать за своё состояние и свои действия? Не получилась ли там вместо нормального государства некая коррупционно-криминальная вольница, живущая по своим клановым понятиям на внешнем содержании и под внешним управлением? Не творятся ли там какие-нибудь безобразия, которые нормальное государство допускать у себя не должно и за которые суверенное государство обязано нести ответственность?
Если какое-то новообразованное государство (тем более – односторонне самопровозглашённое) фактически не состоялось, тогда другие государства его признавать не обязаны. Если вместо нормального ответственного государства там образовалось нечто ненормальное, вредоносное и безответственное – окружающие страны не обязаны это терпеть.
Не моё дело давать советы сербскому руководству, но, по моим соображениям, главным доводом Сербии в информационной борьбе за возвращение Косова может стать не историческое или правовое, а именно такое объективное обоснование – фактическая несостоятельность косовского новообразования и невозможность терпеть то, что там в действительности происходит. Требование привлечь к ответственности всех виновных в уголовных и террористических преступлениях естественным образом очистит Косово от наиболее радикальных элементов (сами сбегут). Возможно как-то так и вернётся Косово в Сербию?
Кстати, и мы теперь имеем полное право ссылаться на фактическую государственную несостоятельность некоторых наших соседей, на их добровольную десуверенизацию и опасную безответственность.