Найти тему

Почему нельзя копировать чужие работы... Сказ о том, как губки вышивали

Почерк мастера — это когда по мимолётному взгляду ты узнаёшь творение его рук. Сложная вещь, её трудно описать — это комплекс техник, цветов, рельефов и даже энергетика...

Я занимаюсь созданием вышитых украшений уже как более семи лет.
И, скажу я вам, это не сидение за пяльцами по ночам при каждой возможности, а на 60% это обучение, на 30% созерцание и только 10% работа. Это, конечно, при условии, что каждый проект уникален, а не «клепание» по одному шаблону разноцветного чего-то.

-2

Эпоха вышитых украшений покатилась нарастающей лавиной лет где-то 10 назад, тогда обрели массовую известность два эпохальных и неповторимых мастера Гузель Бакеева и Ирена Гаша. Создаваемые ими вещи были настолько впечатляющими, что было просто невозможно не попробовать сделать что-то хотя бы на чуточку похожее на это великолепие. И каждый, у кого хотя бы полпальца растут из того места, схватились за иглу.

И началось!

Сейчас на ленты пабликов и сайтов посвященных рукоделию смотреть просто больно. Ежедневно создаются тонны «украшений», которые никто и никогда не будет носить (кроме, разве что, их создательниц), по нижеследующим причинам:

Мастерство

Это не пустое слово. Мастерство это отточенные техники, когда даже самая корявая винтажная бусина ложится на свое место так, будто она была отлита специально для него. И даже обывателю разница между мастером и неофитом очевидна. Есть совершенно базовые вещи при работе с каждым видом материала. Бисер, например, любит свободу. Если ему тесно — рисунок уползет в любую сторону и превратится в непрезентабельное месиво. Набивайте руку!

Дизайн

О, это самый страшный корень зла! Это то, чему можно всю жизнь учиться, но так и не научиться. Потому что даже при соблюдении всех законов, там присутствует компонент из Высших Сфер — талант. Увы, он есть далеко не у всех. Например, у меня его нет! И один из моих самых больших плюсов это то, что я это понимаю! Потому никогда и не замахнусь на Волана, нашего, де Морта! И очень жду такой же адекватности от большинства нынешних «волшебниц». Еще у талантливого дизайнера можно вычеркнуть вышеописанный аспект «Мастерство», потому что даже совершенно раскорявая вещица от талантливого дизайнера будет смотреться сногсшибательно! А вот наоборот это не работает.

Есть у меня в фаворитах одна дама с безупречной техникой, но полным отсутствием понимания в дизайнерском плане... Макро планы её работ это услада для глаз, но «общая» картина удручает. Она, кстати, забросила это занятие, не вынесла невостребованности, а надо было учиться! Ведь даже без таланта можно перейти на уровень «понимания», я бы это назвала «выработать вкус».

Чувство цвета

Казалось бы, простейшая вещь. Бери цветовое «колесо» и вперёд, все гармонии уже изобретены! Но нет, расцветка мифического единорога не дает покоя некоторым нашим героиням. Или ещё одна крайность — когда пытаются выполнить изделие в моно-сочетании, но материалы не позволяют и цвета вроде бы одинаковы, но небольшая разница в тоне и всё, как будто ребёнок поработал с пластилином, получается «грязный» эффект. Учитесь у «больших» дизайнерских домов, смотрите как они работают с цветом.

Изобретательность

Пусть звучит так. То, чем сейчас переполнен рынок — это ужасный ужас, торжество попсы и заезженных шаблонов!

Закушенные губы... повсюду. Плоские, с зубами-жемчужинами или вышитыми белыми нитками. Или не плоские, а обоюдовыпуклые вопреки любой эстетике. Настоящее губовное нашествие!

Птички. Миллиарды птичек. Пытающиеся повторить птичек Юли Гориной или даже не пытающиеся. С короткими поломанными крыльями и хвостами как веники, которые никогда не взлетят — ни в небеса, ни на чей-либо жакет. Или бабочки-баобабочки... Не с того начинаете, Господа! Pinterest вам в помощь! Ищите, вдохновляйтесь, изобретайте — своё, собственное! Если совсем туго — то воруйте у природы, она простит!

Почерк

Совершенно необходимая вещь для каждого созидателя. Ваша вещь должна быть узнаваема. Я подписана в инста на ряд рукодельных хештегов и иногда мне попадается что-то эдакое. И недавно, походя листая ленту, я увидела работу, которая до боли напомнила мне давно «вышедшего из игры» мастера из Латвии, от которой я фанатела. Я зашла поинтересоваться, а это ОНА! Она вернулась.

Это — почерк мастера, когда по мимолетному взгляду ты узнаешь творение его рук. Сложная вещь, ее трудно описать это комплекс техник, цветов, рельефов и даже такой абстрактной штуки как энергетика.

Самокритика

Можно было с этого начать и на этом же остановиться. Ведь человек с адекватной самооценкой прекрасно поймёт в чём недочёт в технике ли, или провал в дизайне, или вот этот цвет не хорош, а ещё, пожалуй, уж очень похоже на бледную копию работы вон того известного мастера.

Я помню неофитский восторг от своей первой работы, мне казалось, что ничего прекрасней человечество ещё не создавало. И мне за это стыдно.
А ещё хочется обратиться к «восторгающимся созерцателям», которые нахваливают и в хвост, и в гриву серенькие работки своих друзей/любимых/из жалости/просто хорошее настроение/потому что я фея (нужное подчеркнуть). Это медвежья услуга. Нет ничего лучше аргументированной критики.

P.S. Это было написано не с целью кого-либо обидеть или как-то задеть, это призыв к переосмыслению. Если в каком-то из пунктов вас больно кольнуло, то может быть именно в этом направлении вам стоит проявить упорство и именно после этого всё пойдёт как по маслу.
-3

Анна Вершинина,
@anna_aveart

Журнал "Рукодельные истории", №1 | Апрель,2019