Повесть
Автор благодарит за консультации, идеи, интересные истории из жизни педагогический коллектив Воронежского Центра образования №1 и участников литературного объединения "Юный спасатель", с которым довелось работать в 2009-2010 гг.
***
- У меня классический набор новостей: хорошая и плохая! – объявил Валерка, войдя в класс перед началом второго урока. – Начинаю, как положено, с плохой: Тамара Александровна заболела...
- Опять сердце? - с сочувствием спросила Зоя.
- А хорошая, наверное, – что Татьяна Андреевна придёт? – радостно догадалась Даша.
Валерка, ухмыльнувшись, кивнул.
- Ва-а-а-у-у-у-у!!! – хором взревел одиннадцатый «А».
- А как она нынче одета? Вечный леопёрд? – поинтересовалась Алина.
- Конечно... Тетрадки у всех наготове?
- Тетрадки! Тетрадки! Тетрадки! – засуетились в классе.
- Печорин не понимает, - заметил Валерка. – Объясняю: МХК – это наш самый любимый предмет, и учителя, которые ведут его, – тоже самые любимые... хотя – небо и земля.
Не очень понятно, но ладно, сейчас разберемся. Звонок! Встать!..
- Здравствуйте, товарищи кадеты! – поприветствовала класс учительница.
- Здравия! Желаем! Товарищ! Преподаватель! – радостно прокричали кадеты в ответ.
- Садитесь-присаживайтесь!
Никто не шелохнулся. Артем растерянно покосился на Валерку, который, к большому сожалению, в этот момент был единственным командиром, с которым он мог хотя бы обменяться взглядами – Глеб стоял навытяжку впереди Артема и, само собой, не оборачивался, а командир его отделения, Саша Василюк, – позади. Но Валерка тоже не шевелился и ел глазами учительницу.
- Что с вами? – удивленно спросила Татьяна Андреевна. – Я же сказала: садитесь-присаживайтесь.
- Садимся-присаживаемся, - весело сказал Валерка, и класс, садясь, застучал стульями.
Учительница пробежала глазами по первым партам.
- А почему вы не доставаете дневники? Вот сколько я к вам ни прихожу – никогда вы сразу дневники не доставаете!
- Эй, кто там... на первых партах... Кто дневники не доставает? А ну, быстро доставайте! – вполголоса, но грозно произнес Валерка. – Почему не доставаете?
Класс тихонько зафыркал. Пронесся тихий шорох «молний», щелканье металлических замочков, шлепанье обложек о парту: дневники появились. Татьяна Андреевна покачала головой.
- Вот сколько я к вам ни прихожу – никогда вы сразу дневники не доставаете! – сокрушенно повторила она.
- Виноваты! Примем к сведению, исправимся! Лично проконтролирую исправление личного состава! – по-солдафонски гаркнул Валерка.
- А я видела: у вас новая сумка, - промурлыкала Зоя. – Красивая... Кожа натуральная?
- Да ну, Зоечка, что ты! – вздохнула Татьяна Андреевна, садясь за стол и раскрывая журнал. – Разве учитель сможет купить себе сумку из натуральной змейной кожи?
Артем заметил, что большинство учащихся, сидящих впереди него, тут же что-то записали на последнем листе тетради. Понятно, почему тетради должны быть наготове: записывать не только материал урока, но и оригинальные оговорки учительницы. МХК изучают второй год – это сколько же за один только десятый класс записали?..
Артему неожиданно стало весело от «змейной кожи», и он с таким же нетерпением, как и одноклассники, стал ждать чего-нибудь подобного.
- ...Помечаем: «ско-мо-ро-хи»!.. Скоморохи!.. Которые ходили из города в город... в сопровождении музыкальных инструментов...
Господи! Что она несет?!
Артем обвел глазами класс. Все сидели, низко склонившись над тетрадями, и торопливо строчили. Помимо основной записи, появились и другие – короткие, в одно предложение – на последней странице. Интересно, а тетради эта самая Татьяна проверяет? Или за ней записывают только спасатели? А, да! Она же здесь на замене, это не ее класс – так что тетради одиннадцатого «А» она проверять не будет.
- Что-нибудь непонятно? – поинтересовалась Татьяна Андреевна, увидев, что Артем не пишет.
- Почему?.. Понятно... – растеряно проговорил он.
- Он не успел, наверное, записать! – немедленно высказал предположение Валерка. – И стесняется попросить, чтобы вы повторили. Он очень стеснительный человек – я это сразу заметил! Повторите, пожалуйста!.. Тем, ты где остановился? На скоморохах?..
- Записывай: «которые ходили из города в город в сопровождении музыкальных инструментов»... – абсолютно серьезно повторила Татьяна Андреевна.
Артем покосился на Валерку. Гусарова распирало от смеха. Понятно теперь, за что любят Татьяну Андреевну: тетка дико безграмотная, речь корявая, уроки ее – это цирк бесплатный (даже для нерусских ребят), но добрая и безобидная. Интересно, вторая учительница такая же? Хотя вряд ли: Гусаров же сказал, что «небо и земля»…
- Я записал, спасибо, - улыбнулся он Татьяне Андреевне, подумав… что "скоморохов в сопровождении музыкальных инструментов" надо будет обязательно куда-то переписать, чтобы не затерялись... и "змейную кожу" заодно.
Наверное, дочка какого-нибудь начальника – простого смертного с таким уровнем в школе держать не будут.
***
Что-то там Денис насчет «шебутных ребят» говорил?..
Артем про себя посмеялся, вспомнив эту реплику, когда старый знакомый со словами «всем привет, мне тут один ваш человечек нужен» ворвался в их класс, подлетел к нему, выдернул из-за парты, как какую-нибудь морковку из грядки, и выволок в коридор. Все это заняло не более двадцати секунд. Так что кто бы уж называл кого-то шебутными!..
- Бегом в столовую, наши уже накрывают. Если денег нет, могу дать, на обед хватит. Или отец уже наперед заплатил?
- Так я же спортсмен, у меня бесплатно… да мне как-то и не хочется, я и вчера не ходил…
- Чего? – опять возмутился Денис. – Язву нажить решил? Не, так не пойдет! Встретишься со своей девчонкой – и как выглядеть будешь? Зеленый, высохший, плешивый, беззубый… Она же откажется от тебя – и права будет! И нефиг ржать! От голода все, что угодно, бывает… Ген-ка-а-а!!! – закричал он, впихнув Артема в столовую и увидев одноклассника возле раздачи. – Еще на одного спортсмена возьми!
Тот, кого назвали Генкой, на миг обернулся, подал очередные две тарелки второму дежурному, что-то сказал повару и через минуту направился к столу, где уже рассаживался морской класс – очевидно, теперь обедом были обеспечены все, включая постороннего. Артем был благодарен Денису: рядом с ним было почему-то более комфортно, чем в новом классе. Моряки к присутствию за столом чужого отнеслись спокойно – очевидно, воспринимали его уже не как просто знакомого, а как друга Дениса. Во взглядах ребят мелькало сочувствие – очевидно, Денис немного ввел в курс дела, при каких обстоятельствах оказался в этой школе Артем. Вопросов вроде «как на новом месте?» не задавали, да и между собой разговоров не заводили, ели торопливо – на пороге столовой ждали те, кто подошел немного позже.
Пообедав, первый поток вышел из столовой, на освободившиеся места садились другие.
- Так, ну, пошли теперь школу смотреть! – деловито сказал Денис. – Хотя бы стенды возле директрисиного кабинета – больше вряд ли успеем.
- А ты разве не дежуришь? – поинтересовался Артем.
- Сегодня нет... Вот, смотри: это самые новые – с летних соревнований.
«Пострадавший в колодце», - прочитал Артем под одной из фотографий. Участники соревнований были знакомы: Глеб, Саша, Георг, наклонившиеся над открытым колодцем… а чуть ниже, рядом с головой деревянного манекена («буратино» в просторечии), наполовину закрытое от камеры – злое и несчастное лицо маленькой Люды, выталкивающей из колодца «пострадавшего». Бедная девчонка! Она же, небось, вдвое легче этого самого «буратино». Интересно, почему именно она там оказалась – по жребию или какие-нибудь распорядители ее туда поставили? А, может, сами ребята так решили? Все-таки свободного места в колодце мало – половину и без того ограниченного пространства манекен занял, кряжистый Василюк со своими плечищами рядом застрял бы. Но раз над этой фотографией висит Диплом второй степени, то, надо полагать, «пострадавший» был спасен за кратчайшее время… Да и другой тоже – тот, которого тащит из машины, затопленной по самую крышу, Гусаров в прилипшей к телу мокрой одежде. Ну, все как в реальности: обычно за утопающим прыгают в воду, не раздеваясь… А это уже более старые: незнакомый парень лежит на полупрозрачном льду, опираясь грудью на толстую ветку, а в нескольких метрах от него – полынья, из которой видна голова пожилого человека… и другая: на той мужик уже отполз от опасного места.
- Между прочим, картина реальная, - сказал Денис, видя, какие именно фотографии рассматривает Артем. – Два года назад было. Вот этот парень в прошлом году выпустился. Пошли компашкой побродить, до «водохранки» спустились, а тут мужик у них на глазах провалился. Вот… практика такая… незапланированная… получилась. А у одного парня телефон с камерой был – вот и щелкнул…
Артем взглянул на часы. До конца перемены оставалось пять минут. Он окинул взглядом коридор. Все бурлило. Да-а, не институт благородных девиц – это безусловно. Пронесся, виртуозно лавируя между старшими, какой-то мелкий шкет в сером камуфляже, преследуемый мальчишкой более рослым, но менее ловким, который, едва вывернувшись из-за поворота, тут же врезался в дежурную учительницу и теперь выслушивал полагающиеся в данном случае нравоучения. В каком-то классе несколько голосов дружно скандировали, как на митинге:
- За-спир-ту-ем Руч-ки-ну!.. За-спир-ту-ем Руч-ки-ну!.. За-спир-ту-ем Руч-ки-ну!.. За-спир-ту-ем Руч-ки-ну!..
Многие (это было слышно по голосам) давились от смеха и, будучи не в состоянии проговорить всю фразу, выкрикивали только последнее слово:
- Руч-ки-ну!.. Руч-ки-ну!..
Общественность еще требовала заспиртовать некую Ручкину, а чей-то голос внес новое предложение, которое тут же было с энтузиазмом подхвачено:
- Се-лез-не-ву – в ин-ку-ба-тор!.. Се-лез-не-ву – в ин-ку-ба-тор!..
- Опять девки достали, - засмеялся Денис. – Это десятый «Г». У них очень правильные девочки, воспитывают… а парни время от времени бунт устраивают.
- Все ясно! – кивнул Артем.
- Мари-а-а-ан-на-а-а!!! – донесся с другого конца коридора надрывный вопль, заглушивший шум. – Я хочу тебя, Марианна!!!
- Хамы! – с отвращением бросила вышедшая из своего кабинета Валентина Петровна.
Артем отметил про себя, что этим и ограничилась реакция завуча на неподобающие в школе речи. Да и что она сделала бы? Побежала бы выяснять, кто крикнул? Так никто не скажет...
- А вот и предмет вожделения, – весело сказал Денис. – Я просто влюблен в эту бабку!
Артем оглянулся, чтобы посмотреть на «предмет вожделения» и прыснул. По коридору шла маленькая худенькая старушка. Глубокие морщины на тонком личике говорили о возрасте далеко за семьдесят. Гордо поднятая голова придавала бы старушке царственный вид, если бы длинный нос с горбинкой, будучи задранным, не производил комического впечатления. И тем не менее – ежедневно проходить вот так величественно сквозь шеренгу юных балбесов, выслушивая глупые шуточки (похоже, что-то подобное бывало не раз).
- Здравствуйте, Марианна Викторовна! – тепло поздоровался со старушкой Денис.
- Здравствуй, мой хороший! – улыбнулась та в ответ. – А это кто? Вроде новенький… - она с любопытством взглянула на Артема.
- Новенький, - подтвердил Денис. – Мы раньше в одной школе учились, правда, тоже в разных классах.
- Понятно: старый друг… который лучше новых двух.
- Я лучше целого нового класса! – убедительным тоном произнес Денис.
Марианна Викторовна засмеялась.
- А ты из какого класса? – спросила она Артема.
- Одиннадцатый «А».
- Класс хороший, - одобрительно проговорила старая учительница. - Довелось замещать у них… Очень приятное впечатление!
Артем решил не спорить.
- Звонок сейчас. Не опоздаете?
- Опоздаем! – весело сказал Денис.
Марианна Викторовна погрозила ему пальцем.
- Я тебе опоздаю! Быстро по классам!
- Есть! – вытянулся на секунду Денис и тут же хлопнул по плечу Артема. – Ладно, в самом деле, пора по классам. В общем, как договорились: после игры я еду… куда я еду? Ну, в общем, потом скажешь!
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.