Один мой знакомый - сосудистый хирург - узнав, что кто-то собирается в длительное авиапутешествие, любит задавать вопрос: почему в поезде стоп-кран для пассажиров красного цвета, а в самолете – голубого?
Кто-то отвечает, что он покрашен в цвет неба. Кто-то начинает рассуждать о вечном. Кто-то говорит, что в самолете нет стоп-крана.
На самом деле он есть, но не в салоне, и к пассажирам никакого отношения не имеет. Но о нем позже.
Сделать остановку «по требованию» самолет не сможет, и это первое, о чем нужно помнить, если вы собираетесь провести много часов в воздухе.
Ситуации, когда желанный выход на землю дается дорогой ценой и активный пассажир передается сотрудникам полиции, мы рассматривать не будем.
О чем нужно помнить, планируя длительный перелет? И одинаково ли он вреден для разных людей? Давайте разбираться
Начнем даже не с самого полета, а с подготовки к нему. Все мы неоднократно наблюдали, как часть граждан начинает отключать мозг алкоголем уже в зоне вылета, а некоторые из них продолжают поддерживать анестезию вплоть до приземления.
Это, как правило, люди, которые панически боятся летать. Взлет, посадка, небольшой крен и даже незначительная турбулентность уничтожают в их организме миллионы нервных клеток.
Если вы из числа аэрофобов, подумайте, насколько нужен вам этот полет? Ведь стресс – плохой попутчик: он может спровоцировать колебания артериального давления, эпизоды аритмий и множество других реакций.
Чем дольше полет, тем более непредсказуемыми могут быть последствия.
Теперь перелет. Какие факторы действуют на нас в это время?
- Длительная неподвижность, которая приводит к нарушению циркуляции крови
- Увеличивается риск воспаления венозной стенки, образования тромбов
Осложнения могут возникать не сразу: выйдя из самолета, человек быстро забывает о перенесенных неудобствах, но организм продолжает помнить о них.
К группе риска, по мнению врачей-ангиологов, относятся люди:
- с варикозной болезнью;
- с ожирением;
- онкологическими заболеваниями;
- те, кто недавно перенес операцию или травму, особенно с иммобилизацией;
- курящие;
- принимающие гормональные препараты (в том числе контрацептивы!);
- люди пожилого возраста;
- беременные женщины.
Вниманию переболевших COVID-19: тромбоз – одно из наиболее частых последствий этого заболевания.
Барометрическое давление
При его снижении в салоне происходит расширение газа в «воздушных» полостях организма, и с этим эффектом знакомы все, кто хоть раз летал самолетом.
Наиболее известный симптом - боль в ушах, которая может варьировать от ощущения «полноты» до очень интенсивной боли, отдающей в висок, щеку, околоушную область.
Изредка возможен даже разрыв барабанной перепонки. Может возникать боль других локализаций - зубная, в области лобных пазух.
Группа риска: люди с патологией уха, носа, придаточных пазух, пломбами зубных каналов.
Гипоксия
На высоте парциальное давление кислорода снижается и его приток к органам, особенно в условиях длительного перелета, ухудшается.
Если вы страдаете заболеваниями легких, хронической ишемией головного мозга или миокарда – задумайтесь об этом.
И, наконец, джетлаг, нарушение привычных биоритмов – состояние, подстерегающее нас после перелета через несколько часовых поясов.
Это не только дневная сонливость и бессонница ночью: «скачки» давления и температуры, нарушения пищеварения, колебания настроения – обратная сторона быстрого перемещения из точки А в далекую точку В.
И да, кстати, насчет стоп-крана в самолете - он нужен для прекращения подачи топлива в двигатели, в случае возгорания одного из них.
Итак, лететь или ехать – в тех ситуациях, когда есть альтернатива? На этот вопрос нам никто, кроме нас самих, ответить не сможет.
Главное, наверное - хорошо подумать над тем, какую цену мы готовы заплатить за скорость и динамичность. И помнить, что риск – не всегда благородное дело.