Найти тему
Жизнь в Англии

Самая крупная выставка Вермеера за всю историю.

Рейксмюсеум в Голландии собрал большинство картин Вермеера со всего мира. Это редкая возможность увидеть 28 из дошедших до нас 37 картин художника в одном месте.

На выставке Вермеера в Амстердаме. Фотография из личного архива.
На выставке Вермеера в Амстердаме. Фотография из личного архива.

Когда мы планировали поездку в Голландию, то вместе с билетами на самолет, купили и билеты на Вермеера и оказалось, что не зря мы так заранее подготовились, так как билетов больше не достать. Билет в музей в Голландии продается по времени, например, вход в музей 18 декабря в 11 часа дня. А находиться в музее можно целый день до окончания работы музея. Такая система предотвращает возникновение очередей и толкучки в залах с картинами. В информационном бюро города сказали, что выставка открыта на период с 10 февраля по 4 июня 2023 года и уже все билеты распроданы. Организаторы подумывают о продлении выставки. Так чем же так привлекает публику этот голландский художник?!

На картину «Девушка с жемчужной серёжкой» смотрит девушка с жемчужной серёжкой. Фотография из личного архива.
На картину «Девушка с жемчужной серёжкой» смотрит девушка с жемчужной серёжкой. Фотография из личного архива.

Конечно, картины знаменитого художника высоко почитаются во всём мире. Он прекрасно играет со светом, его картины с одной стороны чёткие, как фотографии, с другой стороны Вермеер даёт свободу воображению. Видимо, этот момент и мало дошедших до наших дней фактов о жизни художника, вдохновили создателей фильма «Девушка с жемчужной серёжкой» на фантазийный сюжет про жизнь Вермеера.

«Маленькая улица»— картина Яна Вермеера, написанная им в 1657‒1658 годах.  Размер холста 53,5 × 43,5 см. В настоящее время хранится в Государственном музее, в Амстердаме. Фотография из личного архива.
«Маленькая улица»— картина Яна Вермеера, написанная им в 1657‒1658 годах. Размер холста 53,5 × 43,5 см. В настоящее время хранится в Государственном музее, в Амстердаме. Фотография из личного архива.

Выставка началась сразу после новых технических исследований, проведенных над картинами художника. Совместно с Маурицхейсом в Гааге и Университетом Антверпена с использованием передовых технологий (макро-рентгеновского сканирования и RIS-сканирования были найдены некоторые открытия. Например, было найдено, что в картине "Молочнице" присутствовали ещё детали, которые впоследствии художник закрасил. Исследования продолжатся и после закрытия выставки. Сейчас говорят, что в «Молочнице» Вермеер впервые использовал свою линейную перспективу с единственной точкой схода - точкой, где сходятся все линии. В "Молочнице" он определил точку схода булавкой, прямо над правой рукой женщины (дырочка от булавочного укола все еще там). При ближайшем рассмотрении можно разглядеть. Таким образом, создается эффект, что вы смотрите на женщину слегка снизу вверх. Ее монументальность усиливается побеленной стеной, на фоне которой она резко выделяется. Чтобы добиться этого эффекта, Вермеер закрасил подставку для кувшинов, которую он изначально разместил на стене сразу за ее головой. Он также перекрасил большую корзину для костра в правом нижнем углу, заменив ее делфтской голубой плиткой и маленькой грелкой для ног с тазиком углей. Прежде всего, свет доминирует в комнате, играя и отражаясь на каждом предмете. Хлеб и корзиночка на столе состоят из сотен светящихся точек. Повседневная деятельность проста и сконцентрирована; кажется, что движется только струя молока. Вермеер даёт возможность нам окунуться в его неподвижный мир.

«Молочница». Фотография из личного архива.
«Молочница». Фотография из личного архива.

Почти все картины Вермеера созданы в похожих интерьерах, предположительно, в доме в Дельфте, где жил Вермеер со своей семьей. На портретах часто фигурирует одна и та же мебель, декорации, наряды и украшения.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» - один из ранних портретов Вермеера. Фотография из личного архива.
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» - один из ранних портретов Вермеера. Фотография из личного архива.

Например, картина на стене, где изображен Купидон, Бог любви, встречается ещё в двух картинах художника. Причём интересно, что до 2019 года этот Купидон был скрыт под белилами, а недавняя реставрация картины показала, что это было сделано не Вермеером, а позже кем-то другим. Купидон, который стоит с луком в руке, подпирает две маски, которые считались признаками обмана. Их смысл может быть такой: настоящая любовь должна быть без фальши - предупреждение молодой женщине, читающей письма.

«Дама, стоящая у вирджиналя» - полотно создано  Яном Вермеером примерно в 1670-1672 годы. В настоящее время картина находится в Лондонской Национальной галерее в Лондоне. Фотография из личного архива
«Дама, стоящая у вирджиналя» - полотно создано Яном Вермеером примерно в 1670-1672 годы. В настоящее время картина находится в Лондонской Национальной галерее в Лондоне. Фотография из личного архива

Организаторы этой потрясающей выставки рассказали, что подготовка потребовала “большой кропотливой работы” и в итоге не хватает только девяти известных работ художника. Одна была украдена из Бостонского музея в 1990 году, две, которые висят в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, не могут быть предоставлены из-за условий их завещания и еще одну картину, из Лувра, уже взяли взаймы на другую выставку. Остальные картины слишком ветхие, чтобы перевозить.

В магазине при музее продаётся книга, которая посвящена исследованию картин Вермеера. По такому принципу, как изображено на картинке в книге, для перспективы художник вставлял в свои холсты иголки. Фотография из личного архива.
В магазине при музее продаётся книга, которая посвящена исследованию картин Вермеера. По такому принципу, как изображено на картинке в книге, для перспективы художник вставлял в свои холсты иголки. Фотография из личного архива.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал «Жизнь в Англии», хотя пока мы на каникулах в Нидерландах и я рассказываю вам об этой соседней стране.

С вами была Марина Ингрид.

И дальше вы можете посмотреть все картины Вермеера, которые были на выставке.

«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» - картина Яна Вермеера, написанная в 1670—1671 годах. На картине изображена женщина со своей горничной, предположительно выступающей посредницей в её переписке с любовником. Фотография из личного архива
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» - картина Яна Вермеера, написанная в 1670—1671 годах. На картине изображена женщина со своей горничной, предположительно выступающей посредницей в её переписке с любовником. Фотография из личного архива
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27