В комментариях к своему тексту про пропаганду я прочитала буквально следующее: мол, а чем наша официальная пропаганда времен Великой Отечественной была лучше вражеской? Мы же тоже писали призывы: мол, бить … (вместо многоточия подставьте наименование нации нашего противника в войне; написать не могу, так как Дзен заблокирует текст за незаконные призывы).
И вот здесь, вот в том самом высказывании про «бить», кроется главная ошибка комментатора. Потому что если мы обратим внимание на плакаты времен войны, то там не было призывов против всей нации. На всех плакатах - и словесно, и визуально - всегда подчеркивалось, что наш враг - именно фашистские захватчики. Всегда это подкреплялось картинками с характерными знаками, и было предельно ясно, против кого именно мы боремся.
Если на плакатах употреблялись такие слова, как «враг» или «захватчик», то визуально на плакате изображались главари пропаганды противника. В основном, это был, конечно, товарищ, чья фамилия начинается на Г. Однако иногда это могли быть и другие вражеские военачальники.
Иными словами, на агитплакатах времен Великой Отечественной никогда не было призывов, подкрепленных пространными картинками, бить всех подряд. Образ конкретизировался: с кем именно мы боремся. Люди видели изображения главаря противника, признаки противника (эмблемы, символы).
Более того, я уже как-то в Дзене рассказывала о том, что после битвы за Берлин, когда немецкая армия капитулировала, наши военные первым делом принялись что делать? Кормить выходивших из подвалов Берлина мирных жителей - стариков, женщин, детей, а также расчищать дороги от завалов. По Берлину достаточно оперативно были расклеены плакаты на немецком языке, обращённые к мирным жителям. Суть этих плакатов-обращений была в том, что жителям говорилось: вас тоже освободили от фашизма, вы будете жить без Г. (фамилию полностью написать не могу).
Кстати, и много было советских плакатов с флагами союзников (хотя участие союзников во Второй Мировой - тема спорная, даже сомнительная моментами, в моем понимании). Однако же посмотрите на плакаты: мы на равных ставили свой флаг - и их флаги. И американский флаг, и британский - мы не забывали союзников в своих агитках. Хотя именно эти самые «союзники» после войны активно начали переписывать сложившуюся не так, как им бы хотелось, Победу. Однако это уже совсем другая история, как водится.
Вывод: пропаганда пропагандой, однако образ врага мы еще и во время Великой Отечественной старались предельно конкретизировать. Чтобы наши люди понимали, против кого конкретно они борются. Что они борются не против женщин и стариков - а против захватчиков-фашистов.
Собственно говоря, и сейчас на самом высшем уровне риторика точно такая же (даже если кому-то в народе это и не нравится). Нам (и не только нам) четко дают понять, против кого на Украине мы боремся, кто виноват, а кто не является объектом нашей борьбы. Это абсолютно, на мой взгляд, верный подход. Это прививка от того, чтобы мы в борьбе не скатились на уровень всеобщей ненависти. Чтобы, так сказать, не провернулись в достижении своей цели. И в этом наша же история в виде агиплакатов времен Великой Отечественной - это, безусловно, большое подспорье.