Найти в Дзене

Восток и Запад: Как прогнозировать будущее?

Оглавление

Черновик Введения к книге Крест, Полумесяц и арабская нация. Религия и политика на Ближнем Востоке, издательств «Директ-Медиа». Москва-Берлин. 2019

*

Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet,

Till Earth and Sky stand presently at God`s great Judgment Seat;

But there is neither East nor West, Border, nor Breed, nor Birth,

When two strong men stand face to face, though they come from the ends of the earth!

(О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.

Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?)

Редьярд Джозеф Киплинг

Может там веселей и богаче
Ярче краски и лето теплей
Только так же от боли там плачут
Так же в муках рожают детей

Андрей Сапунов.

Введение: Восток и Запад

Есть две красивые поэтические метафоры о Востоке и его соотношении с Западом. Одна, уже всем набившая оскомину, из «Баллады о Востоке и Западе» Киплинга: про то, что «Запад — есть Запад, Восток — есть Восток, и вместе им не сойтись?». На самом деле, Киплинг, который очень хорошо чувствовал Восток, не утверждает, что им не сойтись. Он задаётся вопросом, удастся ли им сойтись вместе, склоняясь, следуя контексту, к положительному ответу. И многие востоковеды и африканисты разделяют эту точку зрения, работая в это парадигме концепций.

Но у вашего автора всегда было внутреннее чувство несогласия с этим подходом. В современной рок-поэзии есть определение, которое гораздо точнее отражает баланс Востока и Запада: «Только так же от боли там плачут, так же в муках рожают детей». практический опыт показывает, что если аккуратно исходить из этой позиции, то можно гораздо лучше понимать Ближний Восток и, что много важнее, точнее прогнозировать будущее и планировать действия.

Это другая позиция, которая исходит из того, что мы все люди, что мы все принадлежим к одному биологическому виду, и наше поведение, в общем-то, стандартизировано, подчиняется одним и тем же закона. Высшая нервная деятельность у нас одна. Дети у нас рождаются общие. В конце концов, мы можем совместно делать дела и вести бизнес.

Вокруг разницы этих двух подходов всегда возникают дискуссии, причем, не только философские, но и практические. Серьёзная философия XXI века утверждает: в реальном мире абстракций не существует. Существуют только реальные объекты. Абстракции существуют только в человеческих языках, то есть в системе сигналов высших приматов вида гомо сапиенс сапиенс, существующих для координации совместных действий. Хотя, конечно, они очень удобны для применения в целях сокращения (или редукции) при общении людей между собой.

И применение вашим автором в этой работе абстрактных терминов, таких как «исламская цивилизация», «западная цивилизация» или просто «цивилизация», безусловно, накладывает на понятия дополнительные ограничения. Но современная наука утверждает, что для успешной коммуникации людей между собой термины должны обладать рядом строгих свойств — непротиворечивостью, воспроизводимостью — разные люди должны на основании одной и той же информации приходить к одним и тем же абстракциям, робастностью, то есть независимостью от выборки — рассказывают, что семьдесят переводчиков Септуагинты заперли в семидесяти комнатах с текстом Библии на древнееврейском языке, а когда их открыли, они предоставили семьдесят идентичных переводов.

Произойдёт ли такое чудо, если семьдесят специалистов по «исламской цивилизации» запрут с одним и тем же статистическим материалом? Очевидно, что сам факт наличия сотен пониманий термина «цивилизация» и тысяч рекомендаций и применений цивилизациоведов на основании одного и того же эмпирического материала лучше всего отвечает на вопрос об адекватности наших прогнозов такому элементарному научному критерию, как воспроизводимость результатов исследования.

И действительно, понятия «исламская цивилизация» или «западная цивилизация» не удовлетворяют таким критериям. Они неэффективны для познания мира. Это «фантомные понятия», за которыми не стоит никакого когнитивного (познавательного) смысла. Александрия гораздо больше похожа на Марсель, чем на Каир, а Марсель гораздо больше похож на Александрию, чем на Париж. Фотографии Латакии до войны можно было спутать с фотографиями Ниццы, но что общего в Ницце и Руан? Триполи похож на Картахену, а Тартус на Севилью. Любимым жанром в ночных клубах Бейрута и Дамаска являются песни в стиле, который называется «Андалусия».

Но в научных работах постоянно говорят о принципиальной специфике Востока. Бертран Рассел в своей Истории западной философии писал о начальной стадии человеческого знания: "Казалось, что это знание получали, исходя из чистого размышления, не прибегая к наблюдению. Поэтому стали думать, что оно дает нам идеал знания, по сравнению с которым будничное эмпирическое знание несостоятельно. На основе математики было сделано предположение, что мысль выше чувства, интуиция выше наблюдения. Если же чувственный мир не укладывается в математические рамки, то тем хуже для этого чувственного мира. И вот всевозможными способами начали отыскивать методы исследования, наиболее близкие к математическому идеалу. Полученные в результате этого концепции стали источником многих ошибочных взглядов в метафизике и теории познания. Эта форма философии начинается с Пифагора".

Ближний Восток — понятие сложное, географически однозначно неопределённое. Существует своего рода консенсус, что это — Азия, которая начинается от Суэцкого канала и пролива Босфора и заканчивается на границе между Ираком и Ираном. Но этот подход исключает большую (африканскую) часть Египта, и мне этот термин не нравится, я обычно пользуюсь термином «Ближний Восток и Северная Африка», то есть, всё, что включает в себя Египет и западнее его до Западной Сахары и Мавритании, или другой термин — Ближний и Средний Восток, где восточная граница проходит где-нибудь посреди Пакистана, то есть, он включает в себя Белуджистан, Иран, Курдистан, а на север он простирается, вплоть до казахских степей или Средней Азии.

Интересно, что этот туда попадает Турция, туда попадает Израиль, Ливан. То есть, очень важно понимать вещь, которую большинство людей не четко осознают, что Ближний Восток это понятие, связанное не только с исламом, оно шире.

Из из пяти великих патриарших престолов в христианстве три находятся в Азии, один в Африке (Александрийский) и только один на дальнем юге Европы (в Риме). Блаженный Августин, скажем, родился в Алжире, учился и преподавал в Карфагене (Тунис) и был епископом в Гиппоне (в Алжире). Тертуллиан родился и умер в Карфагене. Основатель монашества Афанасий Великий Александрийский, — в Египте. Иоанн Дамаскин — в Дамаске (Сирия). Каппадокийские отцы церкви святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский родились в Каппадокии на Востоке Малой Азии. О Святителях Кирилле Александрийском или Диоскоре Антиохийском говорят их имена, и можно перечислять еще много-много других имён.

Но вторая часть Ближнего Востока была совершенно другой. Она развёрнута на Восток, на Индию, на Великий шелковый путь. Она начинается в Басре, — помните, оттуда Синдбад-мореход плавал, через персидские порты, Доху, Манаму. «1001 ночь», созданная в каирских кофейнях, восторгается не малоотличным от тогдашнего Египта европейским Средиземноморьем, а Индией, Юго-Восточной Азией. Кстати, и сейчас Бейрут и Дубай совершенно не похожи друг на друга. Близнец Бейрута это Марсель, близнец Дубая — Бомбей, Шанхай или Сингапур. Да и вообще все большие города находят гораздо больше сходства между собой, чем с собственной сельской местностью. Калькутта больше похожа на европейский мегаполис, чем на бенгальскую деревню, а Нью-Йорк похож на Дубай, а не на деревеньки Аризоны. Отрывать Ближний Восток от Европы — немыслимо.

Вот эти две части были очень долго разъединены, и граница проходила примерно по Евфрату. Потом прорыли Суэцкий канал, и образовалась новая реальность. Новый Ближний Восток, который должен был расширяться.

Задаваясь вопросом, как прогнозировать политику и экономику стран Востока, ваш автор для себя решил даже не пытаться заниматься прогнозированием интриг и действий политиков на личностном уровне, ограничиваясь - и, поверьте, этого более, чем достаточно - анализом и прогнозом социально-экономических процессов. По последствиям даже в краткосрочной - до года - перспективе, этого вполне достаточно, чтобы не ошибаться в своих решениях, причем причины тут чисто методологические - социально-экономические процессы прогнозировать не очень сложно, а вот, чтобы прогнозировать личностные решения, нужно быть не глупее акторов. Но ведь Эрдоган, Трамп, Башар аль Асад или, например, Путин намного умнее вашего автора, и трудно просчитать их решения, не обладая их талантами. Но легко можно просчитать проработку вопросов, которые готовит их аппарат.

Это дело нехитрое именно потому, что бюрократический аппарат везде - и на Востоке, и на Западе - работает одинаково, подчиняясь одним и тем же законам бюрократического существования.