Врубель. Лиловые миры
В июне 2022 года и цветущая по всему городу сирень и выставка, открывшаяся в корпусе Бенуа ГРМ, слились в едином настроение «лилового сумрака» творчества Михаила Александровича Врубеля. Его эстетика, поэтичность, символизм, заполнили мастерскую Модного Дома. Богатство напряжённого холодного колорита, контрастное сочетание цветов, сияние атласа и лёгкое, словно дымка, словно аромат сирени прикосновение шёлка. Ещё не полноценная коллекция, а лишь «эскиз», лишь попытка выстроить диалог с гением, с его главными образами - сиренью и демоном. Данные мотивы то открыто появляются в живописных работах, то прячутся в рисунках и орнаментах, в майолике. Но их всегда объединяет знаменитые «врубелевские тона»: таинственные лиловые, интригующие синие, закатные красные, блеск древнего золота и радужное сияние перламутра. «Лиловый сумрак».
«Слово «сирень» ассоциируется у меня не с сиренью реальной, а с сиренью Врубеля. С его сочными гроздьями цветов, выписанными мастихином…» - Елена Ткаченко. Это растение стало темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить суть своей творческой философии и преодолеть пропасть между формой и содержанием. Он рассыпал по полотну цветки, как бы «взбивая» облако парящего цвета, упорядочивая хаос лепестков.
Довольно быстро собралась линия «Сирени». Плавные, текучие фактуры тяжелого сияющего атласа и летящий полупрозрачный шёлк палантинов и блуз. Бледно сиреневый с голубыми нюансами, васильковый, фиалковый, розовый, нежный по-весеннему зелёный, мистический лиловый и сумрачно фиолетовый. Быстрый, но точный мазок в живописи – динамичный, летящий силуэт платья. Большое цветовое пятно, где главное - световые переливы поверхности ткани, а рядом сжытый вручную шарф, повторяющий в складках своеобразную манеру рисунка Врубеля.
Огромный буйно цветущий куст сирени и девушка. Реальная или мираж, душа растения? Красота растворяется в красоте. Переходное, пограничное состояние природы и героев – один из любимых приёмов художника. Этот символический образ был навеян романсом Рахманинова, который исполняла его жена и муза Надежда. Отсюда и музыкальный ритм гроздей сирени. Их плотная, пастозная фактура и форма мазков, словно кристаллы, словно алмазы и самоцветы.
Эти цветы-кристаллы прорастут и в знаменитом «Демоне сидящем». Врубель смело расчленяет единую форму бутона на отдельные грани, превращая их в мозаику искусно огранённых драгоценных камней.
В нашей коллекции появляется новый мотив. Экспрессивное, напряжённое, демоническое настроение. Появляются пунцовый, серый, стальной, графитовый, чёрный цвета. Графичные складки платья из тафты и метущийся вихрь шёлковых «лепестков» боа. Платья из современных материалов с магнитным напылением, колышущиеся будто густая ртуть. Жёсткий тёмный контур шёлковой ленты, которой как углём в акварельном рисунке очерчен контур кардигана.
Колористический дар в создании художественного образа, страсть к красоте объединяют творчество Михаила Александровича и Елены Ивановны. Общее цветовое решение, ритм, рисунок, игра света от сгустившейся тьмы до почти прозрачности, эмоциональный замысел, роднят коллекцию с наследием Врубеля больше, чем с конкретным его произведением. Оба художника следуют девизу: «Il vero nel bella» - «Истина в красоте».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Это #авторскиезаметки от Костериной Ирины на тему лексикона Модного Дома ELENA TKACHENKO. Субъективно. Кратко.
#творческаясреда
#авторскиезаметки
#моднаяазбука
#моднаяазбука_В
#коллекции_Ткаченко
#коллекция_Врубель
#модакакискусство
#kosterinairinaart
#МодныйДомЕленыТкаченко
#МодныйДомЕленаТкаченко
#ElenaTkachenkoFashionHouse
#artinthespaceoffashion