Найти тему
Газета.Ru

«Девочки обязаны уметь готовить, мальчики — знать, что такое дрель и шуруповерт»

Оглавление

Учителя и родители – о противоречивости идеи возвращения в школы дежурств, субботников и уроков труда

Минпросвещения и Госдума рассматривают возможность возвращения в школы трудового воспитания – дежурств, уборок классов, участия в субботниках, летней практики – и полноценных уроков труда, где детей учат столярничать, слесарничать и готовить. «Газета.Ru» поговорила с учителями и родителями и узнала, рады ли они такой инициативе.

Дарья, Московская область, мать двоих детей

В мое время ежедневная уборка «дежурной бригадой» и раз в четверть всем классом была нормой. Конечно, всегда были беглецы, которым или было лень, или у них были официальные занятия музыкой, футболом и т.д. Но в целом субботники и мытье полов (у нас называлось «по-морски», когда на весь класс разливали ведро воды и драили, как палубу сразу несколько учеников) не вызывало протеста ни у детей, ни у родителей, порой даже сплачивало класс. Но, честно говоря, я не вижу возможности возрождения этой традиции в современных школах. Во-первых, это вопрос гигиены. Грязные ведра и плохо промытые тряпки — не самое приятное в этом деле. Дети сейчас в школах аккуратно одеты. Во-вторых, никто не отменял кружки и секции.

Сегодня настаивают на посещении всевозможных занятий, особенно бесплатных, предложенных самой школой. Где же взять время на уборку, когда нужно срочно обедать, бежать на кружок, потом еще делать домашнее задание?

В-третьих, вопрос здоровья. В планах привлекать детей в зависимости от состояния здоровья, то есть пыльную работу ребенок с аллергией, например, выполнять не будет. Уверяю вас, что у каждого второго сейчас те или иные особенности здоровья, а уж придумать, где «достать» справку у знакомого врача, не составит труда.

Помогут ли поощрения в этом вопросе? Едва ли. Даже ГТО, которое дает баллы в будущем при поступлении в вуз, не является стимулом для большинства школьников. Что действительно нужно — вернуть уроки труда, полноценные уроки. Девочки — шьют, вяжут, готовят, мальчики — учатся держать молоток, делать табуретку, вырезать из дерева, работать на простых станках. Научить мыть пол, протирать пыль — это задача родителей, это быт.

Михаил, Москва, отец четверых детей

Принципиально я не против, чтобы мой ребенок работал на благо школы, потому что это воспитывает ответственное отношение к месту, где он находится, а также создает дополнительный повод поработать в команде. Но есть опасения, что повсеместно плохая реализация все угробит и все будут это только ненавидеть. Учителям надо будет придумать чего бы такого неквалифицированного дать детям, чтобы они не сделали хуже, а у детей будет страх: «О, боже, нас опять сейчас чем-то загрузят только ради того, чтобы загрузить».

Еще меня интересует, есть ли запрос на подобную инициативу от школ и детей. И если его нет, то это будет очередное предложение, которое спустят сверху, и все, кому оно адресовано, будут ломать голову, что с этим делать. А это ни к чему хорошему не приведет.

Наталья, Красноярск, мать пятерых детей

Когда я училась в школе, нам не составляло труда поднимать за собой стулья и протирать полы в кабинетах, где мы учились. Думаю, что это не будет в тягость и моим детям. Единственное, возникает вопрос, как все это будет организовано. Школа, где учатся мои дети, перегружена, работает в две смены. И не видела ни одной школы в Красноярске, где ученики учились бы в одну смену. Думаю, что заниматься трудовым воспитанием детей в таких условиях может быть затруднительно.

Что касается возврата к урокам труда, то полностью поддерживаю эту идею.

Девочки обязаны уметь готовить – они будущие домохозяйки, матери, жены. Мальчик должен понимать, что такое шуруповерт и перфоратор, дрель, слесарное первичное оборудование, уметь строгать, вытачивать что-то на токарном станке.

Виолетта, учительница английского языка, Петропавловск-Камчатский

Считаю, что в школе должно быть трудовое воспитание. Это нормально учить девочек шить и готовить, а мальчиков держать в руках молоток — в хозяйстве пригодится.

Также мне нравится идея с дежурством. Но думаю, это будет работать только в начальной школе.

Когда я училась, мы дежурили по классу, подметали и мыли парты. Но только в начальных классах. Это приучает к дисциплине и уважению чужого труда. Когда ребенок сам подметает, ему не нравится, что вокруг столько мусора. Соответственно сам перестает мусорить. В идеале это должно работать так.