Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" избавит российских полярников от необходимости постоянно проявлять героизм. Теперь изучать Арктику можно с комфортом. Помимо решения сугубо научных задач, необычное судно, которое западные СМИ назвали "уродливым", обеспечит России стратегическое преимущество в Северном Ледовитом океане.
От палатки до отеля
Первую в мире полярную дрейфующую станцию "Северный полюс — 1" организовали советские исследователи под началом Ивана Папанина в 1937-м. Это был настоящий подвиг. Четыре человека провели на льдине девять месяцев, преодолев на ней 2000 километров. Жили в брезентовой палатке, утепленной гагачьим пухом. По возвращении полярники получили звания Героев СССР.
С тех пор присутствие советских и российских ученых на подобных дрейфующих станциях стало регулярным — пока не началось глобальное потепление. В 2013-м льдина, на которую в ходе экспедиции "Северный полюс — 40" высадились 16 исследователей, начала стремительно разрушаться. К счастью, людей спасли. С тех пор экспедиции не возобновлялись.
Теперь российские ученые возвращаются на Северный полюс. Папанинские палатки заменит комфортабельный плавучий отель, оснащенный по последнему слову техники.
"Исследования будут вести на борту нового судна в комфортных условиях со всеми бытовыми удобствами, — говорит директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров. — Но главное, что платформа обеспечит полную безопасность ученых и экипажа. У нас также появилась возможность доставить больше техники и оборудования к месту исследований".
Идея ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) родилась в ААНИИ. Инициатором был ведущий российский гляциолог Иван Фролов. До выхода своего детища в море он не дожил — умер в 2020-м.
Проектированием занималось нижегородское КБ "Вектор", а строительством — питерские "Адмиралтейские верфи". Построили быстро: от закладки до передачи в эксплуатацию прошло три года. И это притом что у "Северного полюса" нет аналогов в мире — такого никто никогда не строил.
Многоэтажка на полюсе
У корпуса платформы округлые формы, похожие то ли на яйцо, то ли на надутый ветром парус. Американское издание The Drive назвало их "уродливыми", хотя читатели в комментариях с этим не согласились. Такой дизайн оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия льдов, благодаря чему судно фактически выдавливается на поверхность.
Жить во льдах — основное предназначение платформы. Согласно плану, 15 сентября она выйдет из Мурманска в район Новосибирских островов на границе между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Там она, как говорят полярники, вморозится в лед. И начнет дрейфовать в сторону Шпицбергена. Точный маршрут предсказать невозможно. Не исключено, что пройдет через Северный полюс.
Длина судна — 83,1 метра (чуть короче футбольного поля). Ширина — 22,5. Высота от киля до верхней точки средней мачты составляет 42,5 метра, что равно 13-этажному дому. Водоизмещение — около 10,4 тысячи тонн.
Мощность энергетической установки — 4200 киловатт, или около пяти тысяч лошадиных сил. Дизельный двигатель разгоняет судно до десяти узлов (примерно 19 километров в час по сухопутным меркам). Запасы топлива обеспечат автономную работу платформы на срок до двух лет. Создатели заявляют, что ЛСП рассчитана на работу при температуре до минус 50 градусов и влажности 85 процентов.
Экипаж состоит из 14 человек. Капитан — Сергей Нестеров. За плечами у него 12-летний опыт плавания в водах Арктики и Антарктики. Он не будет крутить штурвал — огромная платформа управляется рулем, похожим на джойстик...
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Подписывайтесь на наши группы: