Найти тему
Пульс

Открылась выставка «Про деньги»

Оглавление

В Коломенском открылась выставка «Про деньги»

Эта выставка выстроена как сценарий приключенческого фильма: есть главный герой — царь Алексей Михайлович, есть сюжет — его денежная реформа, исторический фон — война России с Речью Посполитой. Есть перипетии сюжета — медный бунт и раскол, есть антагонисты — подьячий посольского приказа Котошихин и царский окольничий Ртищев.

Повод для «фильма», начавшегося в Царском дворце в Коломенском — 360-летие Медного бунта. Тогда народ, разъяренный повышением налогов и обесцениванием своей основной валюты, медной копейки, пошел на царский дворец. Вот под стеклом те самые монеты-семечки, изготавливавшиеся по самой простой технологии: медную проволоку нарезали, а затем удар молота превращал ее кусочки в денежное средство.

Но выставка «Про деньги» — не нумизматическая, это, скорее, размышление о том, что такое деньги в судьбе людей и страны. В середине XVII века России надо было упорядочивать финансовую систему — чеканить деньги крупного достоинства, серебряные и медные, изымая из оборота семечки-чешуйки. Ведомая идеей «Москва — третий Рим» страна воевала, расширяя границы, присоединяя земли нынешних Украины и Беларуси, новым задачам требовалась новая валюта. Да и стрельцам нужно было платить полноценное жалованье.

Войне с Речью Посполитой на территории Украины посвящен следующий зал, начинающийся с висящих друг против друга западных рыцарских доспехов и кольчуги. Рядом с которой — сундук-подголовник для важных документов на который спящий чиновник мог положить голову, не расставаясь с бумагами ни на секунду. Такой сундук вполне мог быть у Федора Ртищева, идеолога денежной реформы и доверенного лица Алексея Михайловича в военных походах против Речи Посполитой.

В хорошем кино всегда есть неожиданные повороты, и выставка сворачивает к расколу. Величественный и грозный, старинного письма образ первой половины XVII века «Царь Царем», символизирующий близость Апокалипсиса, видно от самого входа на экспозицию, но здесь же, в небольшом зале — ростовой портрет патриарха Никона и иконы XVII — начала XVIII века с евангельскими событиями, на них Христос уже человек, а не символ. Идея сохранить страну в старых стенах не осуществилась…

Источник

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Подписывайтесь на наши группы:

VKонтакте

Telegram канал

Одноклассники