Цифровые двойники спрогнозируют неисправность еще до ее проявления
Прескриптивная система диагностики (ПСД) электропоезда ЭС2Г «Ласточка» станет одной из ключевых при реализации беспилотного движения поездов. С её помощью удастся снизить количество отказов и внеплановых ремонтов.
Электропоезд представляет собой целую систему, состоящую из подсистем и узлов. Для проведения комплексной диагностики необходимо учитывать состояние всех составляющих. «Мы провели анализ статистики отказов. На основе этого была составлена матрица отказов по всем узлам», – рассказывает заместитель директора научного центра «Высокоскоростные магистрали» АО «ВНИИЖТ» Алексей Сидоров.
На основе матрицы отказов были разработаны цифровые двойники подсистем и узлов. Именно они стали основой ПСД. Охвачены механические, гидравлические, пневматические, электрические и другие системы подвижного состава. Для обеспечения качественного прогнозирования технического состояния электропоезда в целом учтено порядка 1600 параметров.
«Разработан набор всех цифровых двойников основных подсистем. Разработано программное обеспечение блока нейронной сети, которое устанавливается на борту электропоезда. Также изготовлен первый опытный образец бортовой части программного обеспечения», – отмечает Алексей Сидоров.
Данные о состоянии узлов передаются с электропоезда на сервер, где обрабатываются и соотносятся с цифровыми двойниками. Последние являются своего рода эталоном, что позволяет выявить расхождение параметров, если оно имеется. Обмен данными происходит при каждой поездке. Это открывает возможности для гибкого управления рисками, для своевременного планирования ремонтных работ. Кроме того, эффективная и регулярная диагностика позволит снизить количество отказов.
В настоящее время ПСД проходит запланированные испытания, в ходе которых разработчикам предстоит обучить систему распознавать как случившиеся, так и возможные отказы подсистем электропоезда. Также решаются задачи, связанные со сложностью передачи большого массива диагностических данных с подвижного состава из парков отстоя и депо на аналитический сервер ПСД.
Как отмечают разработчики, ПСД будет более всего востребована в автоматизированных системах управления. Например, в рамках реализации проекта беспилотного движения поездов на МЦК. При этом рассматривается внедрение системы на тяговый подвижной состав, управляемый локомотивными бригадами или машинистами, а также на маневровый, специальный и проектируемый высокоскоростной подвижной состав.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Подписывайтесь на наши группы: