Во второй половине лета у пернатых жителей наших лесов все семейные заботы остаются позади. Птенцы вылетели из гнезд, и по всему лесу разносится птичий щебет, с крон деревьев со всех сторон слышны посвисты, позывы, трельки, писки, трескотня. Это многочисленное молодое племя самых разных птичьих пород, видов и разновидностей (фото 2 и 3) возбужденно осваивает среду своего обитания.
И самыми заметными из них везде будут слетки большой синицы, которых каждое лето нарождается великое множество. Внешне эти мелкие, вертлявые пичужки выделяются светлыми тонами оперения: оливковым верхом и жёлтым низом, которые подчеркнуты чёрной шапочкой и такой же по цвету широкой полосой от шеи до низа брюшка. И… белые щечки. Но главное, что привлекает внимание, это звонкие позывы «пинь-пинь-чрррж», которые в течение всего августа будут разноситься по всем лесам Европейской части России.
Наши предки не могли не отметить это уникальное природное явление - синичье раздолье.
В 12 веке в окрестностях Великого Новгорода появилась местность, названная «Синилищи», «Сильнищи» и/или «Силинищи». Новгородская первая летопись отмечает: «В лето 6693 (1185 г.). Мая… Месяця того же въ 6 заложт Лукиници церковь камяну святыхъ апостолъ Петра и Павла на Сильнище». Семь лет спустя храм был закончен и освящен архиепископом Григорием. По этому факту в той же Новгородской первой летописи имеется запись: «въ лето 6700 (1192)... Въ то же лето концяша церковь святыхъ Апостолъ на Силинищи, и святи ю архиепископъ Григорий на Петровъ день». Как можно видеть, в Новгородской первой летописи упоминается одна и та же местность под наименованием «Сильнищи» и «Силинищи». Но в обоих случаях Сергей Михайлович Строев в книге «Описание памятников славяно-русской литературы, хранящихся в публичных библиотеках Германии и Франции», изданной в 1841 году, в первоисточниках изменяет оба этих слова на «Синилищи».
Причина такой корректировки кроется в том, что указанные названия относятся местности с иной изначальной этимологией данного слова. Церковь святых Апостолов Петра и Павла в 1185-1192 годах была построена на месте расположения более древнего храма – Петро-Павловского девичьего монастыря, основанного за сто лет до этого. По данному факту имеется текст, выгравированный на медной раке, стоящей в юго-западной части Петропавловской церкви над мощами преподобного Харитины: «От Новограда едино поприще разстояния, зовомое место Синичья гора; основан бысть Петро-Павловский девичий монастырь в лето от сотворения мира 6600, от Рождества же Христова 1092 при пятом епископе Новгородском святом Германе».
Таким образом, самым древним названием местности, на которой последовательно возводились Петропавловский девичий монастырь, а затем Петропавловская церковь, было «Синичья гора». Как пишут историки, это название обусловлено обитанием здесь большого количества синиц.
С птичьим царством связано и другое происхождение названия «сильнище». Это древний новгородский топоним, происходящий от слова «силок» – сетка, которой ловили птиц.
Имеется и иное толкование выше означенных слов. В книге Ю.Ю. Трусмана «Чудско-литовские элементы в Новгородских пятинах» (1898) находим следующую трактовку слов: «Сильнища (Силинища, Синилища, 1138) – урочище под Новгородом; лат. silinjas, лит. silynas – вереснякъ (лат. sils, лит. sylas – бор, дремучий бор, верескъ)».
В исторических документа еще раз встречается понятие «Синилищи». Так была поименована местность, на которой через многие века разместился Приокско-Террасный заповедник. В Духовной грамоте Владимира Андреевича Серпуховского (1401 г.) находим: «А благословил сим сына Ивана, дал ему Серпохов с тамгою, и с мыты, и с селы, и з бортью, и со всеми пошлинами. А к Серпохову волости: Городець, Нарьское, Нивна, Темна, Синилища, Гомонинь, Ярославля слободка, Мокрая слободка, Дягилева слободка, Лвова, Верхь-Московиць слободка». Волость Синилищи располагалась восточнее Серпухова по левобережью Оки между левыми ее притоками Речмой на западе и Лопасней на востоке.
Придание наименования «Синилищи» одной из волостей, находящейся в собственности Серпуховского князя Владимира Андреевича (Храброго), можно тем, что его прапрадед Александр Невский, дед Иван Калита, отец Андрей Иванович, да и сам Владимир Андреевич многие годы были наместниками в Великом Новгороде. И, естественно, хорошо знали окружающую этот город местность. В том числе и расположенную в одной версте от Новгородского детинца так называемую «Синичью гору», которая в те времена была покрыта густым сосновым (вересковым) бором, густо заселенным разнообразным птицами, включая и синиц.
Так, маленькая, но бойкая и весьма симпатичная пичужка наших российских лесов оказалась символом и отражением событий древней истории.
Любопытно – ставьте лайк. Очень интересно – подписывайтесь на мой канал.