Про этот фильм много говорят. И не зря. Это действительно хорошее кино. По-настоящему сильное. Его можно не только советовать, но и настоятельно рекомендовать. Если, конечно, вы не боитесь сильных эмоций.
Здравствуйте!
В Иерусалиме, благополучном и благословенном, доживает свои дни вредный старик Моше Таль, который отказывается разговаривать с кем бы то ни было. А между тем, его голос очень важен. Он – один из немногих, кто может подтвердить, что Николай Киселёв, который в 1942 году вывел с оккупированной территории две сотни евреев, достоин звания Праведника.
Тогда Моше был подростком – таким же упрямым и несговорчивым. Но именно его задиристый характер давал надежду. Родители решили, что у него из всей семьи больше всего шансов спастись. Он сможет выбраться из гетто и вывести маленькую сестру. А остальные обречены.
Мать Моше играет Чулпан Хаматова. Роль совсем небольшая, но важная. В сцене, когда семья делает непростой выбор, звучат слова о тех, кого следует опасаться. С немцами в город идут украинцы и литовцы – те, кто много лет жил рядом с евреями. Те, кто их всегда не любил.
У немцев нет особенных чувств к евреям. Они просто уничтожают. Хладнокровно. А остальные – не любят. Это человеческие чувства. Люди кого-то любят, кого-то нет. Но это не имеет никакого значения, когда нужно делать выбор.
В фильме очень хорошо показано, как грозные события проводят черту между людьми и нелюдьми.
Белорусский крестьянин укрывает у себя всех, кто бежит. Сколько бы ни пришло – всех прячет. Не бросать же людей на погибель.
А его односельчанин доносит, что сосед печёт много хлеба. Подозрительно много. Тем самым подписывая приговор тому, с кем жил рядом всю жизнь.
Те немногие, кому удаётся спастись, бегут в леса. К партизанам. Но партизанский отряд – боевое соединение. Его существование зависит от точного расчёта и умения быстро передвигаться. Старики, дети, измождённые и уставшие, мешают. Ставят партизанские отряды под удар. Но не бросать же людей на погибель.
Местное население не очень любит евреев. Да и сами партизаны тоже люди разные. Так и говорят: Не люблю я их.
Но их надо спасать. Куда денешься? Не бросать же людей на погибель.
Единственный шанс – вывести за линию фронта. Когда вокруг враги, когда по следу идут не знающие пощады. А все спасённые из местечек и гетто – исключительно мирные люди.
- Мне нужны двое, которые умеют стрелять.
- Я из всего умею, товарищ командир. Вы только покажите, как.
Более того, это люди, которые не хотят отступать от древних правил. Не сойдут с места в субботу, не станут есть свиную тушёнку. Несмотря ни на что. Они и сами не очень-то стремятся в братскую семью советских народов.
- О доверии говорить трудно.
- Понимаю. Но сейчас их могут спасти только советские люди, ребе. Других здесь нет
Николай Киселёв быстро понял, что главное – убедить ребе. Но он не знал, что есть те, чьё слово гораздо весомей. Даже правоверный хасид возьмёт в руки гранату, если ему скажет мама.
Партизанский командир повёл за собой горстку людей, оставшихся от целого народа. Ему не пришлось идти по пустыне, как ветхозаветному пророку, но несколько недель в белорусских лесах стоили сорока лет. Тем более, что воды перед ними не расступались. И даже брода не находилось. Один путь – по мосту, что простреливается насквозь.
И было сказано: Нельзя отставать. Мы не сможем ни за кем вернуться.
Этот путь был дорогой жизни. А в жизни бывает всякое. И радость, и даже любовь.
И юмор. Горьковатый, с привкусом обречённости, наполненный древней мудростью вечно гонимого народа:
- В Вене играл в симфоническом оркестре.
- В Вене? А ты знаешь, что в Вене Гитлер родился?
- Да. Но я его там уже не застал.
В тех обстоятельствах радость могла оборваться внезапно. А шутка обернуться мрачным прогнозом:
- Это Пушкин. Поэт.
- Тоже еврей?
- Конечно. И коммунист.
Наступает такое время, когда неважно, какого ты роду-племени. Важно другое: останешься ты человеком или нет. А это каждый выбирает сам. И нельзя избежать выбора.
Две истории в фильме идут параллельно. В одной реальности партизаны ведут измученных людей к спасению, рискуя жизнью. В другой решается вопрос: достоин ли Киселёв звания Праведника.
Но этот вопрос, честно говоря, не кажется важным. Пусть в Израиле рассуждают, праведник он или нет. Для нас главное, что Киселёв был Защитником. И сделал всё, чтобы упрямый подросток смог превратиться во вредного старика.
И чтобы снова настало время, когда можно любить или не любить соседей, припоминать старые обиды.
Жить, как обычные люди.