...Но вернёмся к ночной вылазке “в моря”. Это путешествие было поистине незабываемым: чёрная гладь моря, почти незаметно сливающаяся с таким же чёрным ночным небом, мириады ярчайших звёзд и расходящиеся от условного центра зелёные лучи-ленты северного сияния! Холод был неимоверный! Всю дорогу я куталась в свою любимую телогрейку, но почему-то зубы всё равно не переставали стучать - то ли от переизбытка чувств, то ли ещё от чего. Мы немного покатались по ночной воде и отправились восвояси. И тут море преподнесло нам ещё один сюрприз!
Я в тот момент стояла на корме, облокотившись на перила, и попеременно смотрела то в небо, то на воду. И вот из-под кормы вылетает какой-то ярко светящийся предмет размером с хороший кулак! Я от неожиданности даже вздрогнула. И тут, бац, ещё один. И ещё. И ещё! И снова! И вот они вылетают уже целой стаей! И за катером тянется длинный широкий светящийся и переливающийся след! Настоящая звёздная дорога в воде! Боже! Это было незабываемо: звёзды в небе и звёзды в воде соединились и образовали замкнутый путь куда-то в волшебные миры! А сверху весь этот световой перезвон венчала зелёная корона северного сияния!!!...
Потом я узнала, что это были “гребневики” - такие беспозвоночные животные, похожие на медуз, которые по осени в холодной воде при физическом раздражении начинают светиться. Мы застали самое начало. Но в сентябре, когда холода становятся ещё сильнее, но вода ещё не замерзает, они светятся повсеместно. И это явление называется “свечение моря”. Вот тогда-то создаётся ощущение, что море на самом деле сливается с небом. И если ночью, в спокойную погоду, выйти на катере в море, то кажется, будто ты попал в какое-то междумирье - ты вроде уже и не на земле, но ещё и не на небе.
Вообще, большая вода, т. е. море — это огромный, мощный и живой организм! У него есть разум, характер, повадки и даже чувство юмора. Правда, последнее, как правило, весьма своеобразно и обычному человеку мало понятно. Но, тем не менее, море шутить любит! И однажды оно со мной сыграло одну из своих шуток...
Дело было так. Как уже, наверное, понятно, мы очень любили ходить в моря. Причём всегда и в любую погоду. Но солнце, разумеется, радовало, конечно же, больше. И вот в один такой чудесный солнечный августовский день отправились мы на один из любимых наших островов. На нём было две потрясающие лагуны с песчаными пляжами и чистейшей водой. Один из пляжей выходил на открытое море и его ровное песчаное мелководье тянулось в глубь моря километра на 1,5 - идёшь такой, идёшь, а воды всё по колено и дно такое мягкое, чистое, песчаное! Вот только вода там всегда была холоднючая до ужаса! Купаться в ней отваживались только самые отчаянные.
А вот второй пляж был с тыльной стороны острова, закрытый со всех сторон от ветров и холодных течений соседними островками, таёжными вековыми соснами и высокими скалами. Но песочек, водичка и дно там были ничуть не хуже первого, с одной только разницей, что вода была в разы теплее, а в особо жаркие времена прогревалась до вполне сносной для купания температуры.
...И вот катер пришвартован к скале, природой сделанной, в виде лестницы. Продукты, посуда и различная бытовая утварь выгружены на берег.
Парни уже разожгли костёр. Девчонки занялись обедом. Остальные разбрелись, кто куда. Остров небольшой и обойдя его вдоль и поперёк за час, народ начал возвращаться обратно, притягиваемый аппетитными запахами, готовящихся на костре, макарон с тушёнкой. Но нужно было ещё подождать. И вот, чтобы отвлечь урчащие желудки и попытаться вернуть мозгу способность думать ещё о чём-то, кроме еды, молодая мужская часть нашего коллектива отправилась понырять и поплескаться. Да не просто понырять, а с катера и со скалы-лестницы попрыгать. Да не абы как, а всяко разно: кто “рыбкой”, кто “топориком”, кто “солдатиком”. Кто с палубы, кто с рубки, а кто и сальто крутить с верхушки скалы. Ну, и разумеется же, я попёрлась с ними! Вот кто бы сомневался! Ведь там, где хоть что-то необычное - там обязательно я! Короче, насмотрелась я, как профессионалы прыгают (почти все парни были аквалангистами), и давай упрашивать, что б меня научили нырять. Прям вот хотелось так, что аж ножками сучить начала. Сжалились надо мной ребятки, объяснили, как и что, показали, первый прыжок проконтролировали и дальше своими делами занялись. Я вся такая прыгаю, ныряю, жизни радуюсь, всякие способы пробую. И вот решила я с рубки солдатиком сигануть. Что ж - я ж самая смелая, посему - алга, как говорят у нас у казанцев! Красиво пролетев какое-то расстояние, я с плеском опустилась в воду и решила мгновенно открыть глаза, чтобы всё-всё рассмотреть. Но всё, что я увидела — это изумрудного-зелёного цвета воду. Я подняла голову: надо мной, как будто отражением в воде, плескалось солнце. Судя по тому, как оно отдалялось от меня и как темнее с каждой секундой становилась вода между ним и мной, я поняла, что всё ещё погружаюсь. Я расправила сложенные на груди руки и сделала отталкивающее движение ногами. И тут же с недоумением обнаружила, что солнце стало ещё меньше! Я опять сделала рывок вверх и солнце превратилось в маленькое пятнышко. В ужасе я застыла, боясь пошевелиться: вокруг меня была густая зелень воды, под ногами зияла бездна абсолютной черноты, а солнечное пятнышко превращалось в точку. Я почувствовала, как тело начало сильно сдавливать со всех сторон. В голове что-то застучало.
Меня засасывало в глубину... Воздух заканчивался и нужно было что-то предпринимать. Не отводя глаз от светлой точки над головой и с трудом вытянув вверх вжатые в тело руки, я попыталась сделать хоть какое-то движение телом. Но результата не последовало. Я зависла. Но ведь надо же было что-то делать! И, наплевав на всё, я начала извиваться, как змея. Через какое-то время световая точка начала увеличиваться. Ещё немного и я вылетела из воды, как пробка из бутылки, больше, чем по пояс, жадно и с шумом втягивая такой великолепный и вкусный, пропитанный сосновым ароматом, костром и бархатным августовским солнцем, воздух!!!
Я выбралась на берег. Отдышалась. Попробовала осмыслить происшедшее. Но через какое-то время поняла, что мне совершенно не хочется тратить на это время, ведь вокруг столько всего интересного! И я решила отложить выведение умных мыслей о случившемся на потом. Одно слово: ребёнок!
...День был на редкость тёплый. Вода спокойная. Ласковое солнце приятно обволакивало не только тело, но и сознание, нашёптывая как будто в самую душу нежные и ласковые слова. А тут ещё ребята шоу устроили: кто красивши всех “дельфинчиком” под катером проплывёт. Это они с одного борта подныривали, как можно глубже, а из-под другого борта выплывали.
И вот в один прекрасный момент что-то внутри меня щёлкнуло и уверенный голос весело произнёс: “Эй, девчонка! Ты ж просто дельфин в воде - и ныряешь круто, и плаваешь суперски! Даже из пучины морской выбралась! Прям профи, да и только! А что, если попробовать так же, как ребята, под катером проплыть? Вон у них как всё легко и просто получается! Да и чего там такого? Нырнул поглубже, ножками-ручками поработал посильнее и готово! Только маску надень, что б на этот раз под водой лучше видеть!” Сказано - сделано! Маска надета, купальник поправлен, с духом собралась и кааак сигану, что было мочи в воду! Занырнула под воду, как мне показалось, с достаточным потенциалом. Напряглась всем телом, изображая из себя бывалого дайвера, поднырнула под катер и... А вот на это я, ну никак не рассчитывала!..
Моё маленькое лёгкое тельце суровая морская вода своей плотностью прижала к килю с такой силой, что наросшие на дно катера ракушки и морские жёлуди вонзились мне в спину. Тут ещё в маску начала затекать вода. Маска попросту не была рассчитана на ребёнка и к лицу прилегала не плотно. Я попыталась сдвинуться с места, отчаянно отталкиваясь всем, чем только можно было от днища. Но какой там! - мои детские силёнки против мощи древних северных вод... Ещё и эта боль от впившихся ракушек и сознание того, что нет никакой возможности позвать на помощь или хотя бы подать какой-нибудь сигнал!.. Я начала паниковать. Когда до меня дошло, что у меня заканчивается воздух в лёгких, я собрала всё своё мужество в кулак и, превозмогая боль, рванула, что было сил и через мгновение всплыла. Обессилевшая, с расцарапанной спиной, на последнем издыхании я, перевернувшись на спину, хотела уже плыть к берегу, но море, не любящее неуважительного к себе отношения, напоследок влепило мне ещё одну “пощёчину”. Во всей этой неразберихе я совсем забыла про воду в маске, за что и поплатилась - вся эта накопившаяся вода хлынула мне в нос и в рот! Вы только представьте, огромная порция горькой от соли воды на долгожданном вдохе заливает вам не только горло, но и сознание!!! Абсолютная паника! Потеря ориентации! Судорожные конвульсивные сокращения мышц всего тела! Это был конец... Не представляю, откуда у 13-ти летней девочки нашлись силы взять себя в руки и, задавив в себе дикое желание вдохнуть, начать огромными порциями проглатывать этот чудовищный рассол...
...Я справилась. Выбралась на берег. Отдышалась. Но никому ничего тогда не сказала. Про всё, случившееся в тот день, я рассказала родителям лишь через много лет. И знаете, я не видела у них таких лиц никогда до и никогда после... Не знаю, что происходило в тот день с моей жизнью (ведь я была далеко не глупой девчонкой и хорошо знала допустимую меру риска и вся команда знала, что я разумный ребёнок, уже воспитанный севером), но однажды, в который раз обдумывая оба эти события, мне на долю секунды почудилось, будто на том пляже сошлись тогда не на шутку в жестокой бойне две ипостаси - ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ. И силы у них в тот день, похоже, были равные...
...Да, у моря своё чувство юмора. И море очень требовательно - без должного к себе уважения оно тебя просто уничтожит. В прямом и переносном смысле.
Продолжение следует...
(Алёна Герасимова)