Сейчас очень модно так называемое семейное обучение. В школу ходить не надо, аттестации легко покупаются в он-лайн школах (они проводятся в виде тестов, без камер - хоть родитель ответит, хоть репетитор - все равно).
Родители радуются - ребёнка не "уродует" система! Можно учить, что хочешь! И не учить то, чего не хочешь. Свой ритм, свой режим, масса времени на кружки и увлечения!
Все это стало модным относительно недавно.
И дети, которые на таком обучении, пока чётко свое мнение о нем сказать не могут. Пока только родители говорят.
Но у меня есть два уникальных примера.
В далёкие 90е годы одна наша знакомая, по которой в советское время бы плакала психушка, решила пользоваться свободой на полную и решила сына в школу не отдавать.
Старший её в школу ходил, был уже в старших классах, а среднего в первый класс отдавать она категорически не хотела. Она б и старшего забрала, да он был против.
Тогда семейного формата не было. Но ненормальная мамаша судилась, требовала, писала жалобы. В итоге школа вместе с поликлиникой пошли навстречу и разрешили учиться на дому. Типа по состоянию здоровья. Иначе нельзя было.
Родственница работала учителем начальных классов. И жила по соседству. К середине "домашнего первого класса" она указала мамаше, что мальчик же читать так и не умеет, что ты делаешь!!
- А не могли бы вы с ним заниматься? - спросила соседка.
Она уже не вела класс, была на пенсии, работала в школе только на заменах, и она согласилась.
Так Вовка получил начальное образование дома.
Сильно он не перетруждался, ходил как в школу. Между уроками варил учительницей суп, обедал, во дворе снег убирал, с собакой играл.
И отлично сдал экзамены за начальную школу.
Учитель серьёзно уговаривала мать Вовы отдать его в средние классы в школу. Объясняла, что иначе придётся нанимать репетиторов по всем основным предметам.
Но нет, та была непреклонна! Не будет её сын рабом системы, она сама подберёт ему нужную программу.
Ещё пару лет на добровольных началах занималась с Вовой русским и математикой, приносила ему книги по истории и географии из школы.
А потом семья переехала.
Потом подрос и младший сын. Он поздний ребёнок, у него со старшим братом разница 25 лет, со средним 14. Его тоже в школу мать не отдала. И учительницы такой рядом не было.
Недавно мы созванивались с Вовой.
У него уже своя семья и сын пошёл в первый класс.
- Не на семейном? - спрашиваю.
- Не дай Бог! - говорит Вова. - Мне семейного хватило. Спасибо моей первой и единственной учительнице, что она мне базу заложила, научила учиться! И то такая яма у меня по знаниям была с 7го по 9й класс! А Андрей, мой брат, тот же вообще не учился, ну получил аттестат кое-как и все! И зачем мне было дома сидеть? Все друзья в школе. Я приходил и ждал их под школой! Почему мама меня не пускала? Это мамина блажь, глупость, дурь. Дети то не понимают этого, хорошо долго спать и учить, что хочешь! Но зачем?
И вот интересно, что старший, который школу окончил, поступил в Бауманку, прекрасно её окончил. Средний, занимающийся с моей бабушкой, пошёл после 9го в мореходку, потом заочно в морской вуз.
А младший, он просто сам по себе под мамино настроение что-то узнавал, и не имеет кроме аттестата вообще ничего. И некоторые предметы не знает даже приблизительно. Они мимо него прошли. Например, химия.
Школу Андрей должен был окончить ещё в 2019, но сдать ЕГЭ не смог. Как то с экзаменами в 9 классе помогли, а с ЕГЭ проблема. Пошел работать в такси.
Хорошо, что в он-лайн школе куратор его запомнил и в тот год, когда из-за всемирной хвори дали возможность получить аттестат без учёта ЕГЭ, позвонил парню и предложил повторно пройти обучение, чтоб аттестат таки получить.
Довольны ли Вова и Андрей семейным обучением?
Сейчас они говорят, что однозначно нет.
Вова рассказывает о дополнительных занятиях:
- Я ходил на плаванье, потом ещё на дзюдо. Но это было вечером. Помню класс восьмой. Я вставал часов в 10 утра, завтракал, что-то читал в учебниках. И не потому, что мама заставляла, сам понимал, что я запущу все. Потом шёл к школе, где учились мои друзья. Ждал их там. Гуляли, вместе шли домой. Вечером шёл на тренировку, иногда ещё что-то читал. Раз в неделю занимался физикой и математикой. Но и то в 9м классе, понимал, что не сдам экзамены иначе. Мама со мной иногда английским занималась или просила прочитать что-то из классики или хоть фильм посмотреть. Отец периодически пытался объяснить химию. Оглядываясь назад, я не понимаю, зачем это было нужно. Мне эта самость абсолютно не нужна была. Да, я любил поспать, в школу из-за ранних подъёмом не рвался. Но был ли толк в сидении дома? Нет!
Пострадала ли социализация?
Вова про себя отвечает, что нет. Он очень общительный, друзей всегда было много. Со двора, по спорту. Ему завидовали, что он не учится. Когда пошёл в морской лицей, там настоящие друзья появились, по интересам.
А вот младший брат интроверт. В подростковом возрасте страдал от одиночества, сходился с людьми плохо. Знакомые были по спортивным секциям, а друзей нет до сих пор. Винит в этом родителей, что они его от людей изолировали. И силы воли самому заниматься, без постоянного контроля, у него не было.
Старшие братья чувствуют свою вину, что не настояли на школе для младшего. Или хотя бы на регулярном посещении репетиторов.
Сейчас хотят оплатить учёбу в колледже, чтоб выучился на автослесаря.
То есть никакого счастливейшего детства отсутствие школы парням не принесло.
Радовалась только мама.
Она до сих пор уверена, что сделала все правильно. Спасла сыновей от "пресса системы".
Вот она школу не любила, но не могла не ходить. Так надо свои страхи перенести на сыновей и усложнить им жизнь!
Так что не всегда и не для всех семейное обучение - благо.