Продолжаю рассказывать о средневековых монголах.
Вышло 2 статьи на эту тему:
Желательно сперва ознакомиться с ними, чтобы погрузиться в нужную атмосферу)
Так вот...
Отголосок способа, о котором сегодня у нас пойдет речь, по моему мнению, есть и в русском фольклоре. Помните - "...У сороки заболи, а у (Имя) пройди...?"
Вот, что-то по такому же варианту было и у монголов.
Конкретный пример.
Одним из сыновей Чингисхана (кстати, от его первой и главной супруги Бортэ), был Толуй (1191 - 1232 гг.). Он был младшим сыном от Бортэ.
До нас дошло только такое условное изображение Толуя:
Он с юности принимал активное участие в походах отца, и показал себя талантливым полководцем.
2 года, которые прошли между смертью Чингисхана и выбором следующего Великого хана, именно Толуй руководил всей Монгольской империей. И именно он организовал выборы на пост Великого хана своего старшего брата Угэдэя (ок. 1186-1241 гг.).
На тот момент именно у Толуя из всех сыновей Чингисхана была самая мощная армия, поэтому, то, что он отдал власть брату объясняется исключительно его уважением к воле покойного отца, который своим преемником указал Угэдэя.
И далее Толуй продолжил служить брату как военачальник.
Его историю мы знаем из Сокровенного сказания монголов.
Сказание это является самым древним литературным памятником, который был создан на монгольском языке примерно в 1227 году неизвестным автором. И в нем подробно описана вся жизнь Чингисхана - от его предков до его потомков, через все его личные деяния. Оно является одним из основных источников знаний истории монголов того периода.
Оба брата отправились походом на Китай.
И тут, как сообщает Сказание, произошло вот что (Огодай-хан это Угэдэй):
§ 271. Затем, Огодай-хан послал испросить совета у старшего своего брата, Чаадая, которому сообщал: "Воспринял я все уготованное родителем Чингис-ханом. И спрашивается: ради каких же достоинств своих? Посему, я испрашивал бы совета и согласия у брата своего Чаадая, не выступить ли мне в поход на Китай, так как государь наш батюшка оставил незаконченным дело покорения Алтан-хана Китадского".
Одобряя это Чаадай отвечал: "Зачем откладывать дело в долгий ящик? Поставьте хорошего человека в Ауруке и выступайте, а я пошлю войско отсюда". Тогда Огодай-хан оставил Олдахара правителем Великой орды-Еке Ордос.
§ 272. Сам же Огодай-хан, в год Зайца (1231), выступил в поход на Китай, Чжебе был отправлен передовым.
Огодай-хан сразу же разгромил Китадскую рать и, ломая ее как сухие сучья, перешел через Чабчияльский перевал и разослал в разные стороны отряды для осады различных Китадских городов.
Но тут Огодай-хана постигла болезнь: у него отнялся язык. В великом беспокойстве созвали китадских шаманов и приказали им ворожить. Ворожба показала, что это жестоко неистовствуют духи, владыки Китадских земель и вод, неистовствуют вследствие захвата их людей и жилищ, а, также вследствие разрушения принадлежащих им городов и деревень.
Пробовали посредством гадания по внутренностям животных вопрошать духов, не желают ли они принять в качестве выкупа - дзолик - золота с серебром, или скота и всякого съестного. Но было отвечено, что на этих условиях не только не успокоятся, но еще сильнее будут неистовствовать день и ночь.
Когда же затем, посредством того же гадания, поставили вопрос, не примут ли духи в качестве выкупа родственника больного, то в это самое время хан открыл глаза и попросил воды. Выпил он и спрашивает: "Ну, что же вышло?" Тогда шаманы доложили ему:
"Духи, владыки Китадских земель и вод, жестоко неистовствуют вследствие захвата их людей и жилищ. Мы предложили им в качестве выкупа все, что только они могли бы пожелать. Но они соглашаются перестать только за выкуп родным человеком, а иначе угрожают поднять еще более свирепое неистовство. Докладываем об этом на усмотрение его величества".
В общем - Угэдэй внезапно заболел (у него отнялся язык, хотя мы видим по отрывку, что разговаривать он мог). По всей видимости, у него случился инсульт.
И шаманы ему сообщили, что духи, которые наслали ему эту болезнь согласны вернуть ему здоровье только в обмен на жизнь его родственника.
Духи были не оригинальны - такой способ продления жизни практиковался среди монгол.
Угэдэй задал вопрос в пространство - а кто же из родственников тут есть под рукой?
Хотя понятно было, что под рукой есть его младший брат Толуй.
И тогда Толуй, будучи человеком благородным, и человеком долга встал, и сказал следующее:
..."Блаженной памяти родитель наш, государь, Чингисхан, выбрав тебя, старший брат мой и царь, выбрав, как выбирают мерина, и ощупав, как ощупывают барана, тебе лично указал на великий царский престол и на твое величество возложил всенародное бремя.
А мне ведь поведено только быть возле хана, старшего брата, чтобы будить его от сна и напоминать позабытое. И если б теперь я не уберег тебя, то кого же стал бы будить от сна и напоминать позабытое.
И именно сейчас я заступлю своего брата и государя, когда на самом деле с ним еще ничего не случилось, но все Монголы уже полны сиротской скорби, а китайцы - ликования.
Я ломал хребет у тайменя, я сокрушал хребет у осетра. Я побеждал пред лицом твоим, я сражался и за глазами. Высок я станом и красив лицом. Читайте ж, шаманы, свои заклинания, заговаривайте воду!"
Я специально привожу вам цитаты из оригинала, чтобы вы могли выпукло представить ситуацию и оценить как разговаривали тогда живые монгольские военачальники - дети Чингисхана.
Далее шаманы выдали ему заговоренную воду (по всей видимости - с ядом), Толуй ее выпил ( со словами: ...вместо Угедей-каана возьми меня, ему дай исцеление от этого недуга, а его недуг вложи в меня...), и обратился к брату с просьбой позаботиться о его семье.
Причем, он из деликатности не упомянул, что он, собственно, ради брата и умирает, бросая всех своих на произвол судьбы. А облек ситуацию в такие формулировки, как будто он временно выпадает из реальности, поскольку "опьянел":
"Опьянел я сразу! Побереги же, государь и старший брат мой, побереги до тех пор, пока очнусь я, малых сирот своего младшего брата и вдову его Беруде, побереги до тех пор, пока я не приду в себя. Все, что хотел сказать, я, сказал. Опьянел!"
И с этими словами он вышел из палатки брата и все.
Через некоторое время он умер, а Угэдэй поправился и пошел дальше громить врагов. Умер он попозже - от пьянки.
Почему этот способ не практиковался часто?
Во - первых, жизнь взамен должен был отдать родной человек.
А во - вторых, сделать это добровольно.
Скажу сразу - способ потому и известен, что несмотря на нечастое применение он имел место быть - регулярно находились те, кто добровольно жертвовал собой ради любимого, или более ценного представителя рода.
Говорят - работало.
Такие вот были дела...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.