Работа по созданию прозрачной системы оценки эффективности госслужащих в России ведется давно. Два года назад Президентом подписан Указ "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", утвержден перечень показателей для оценки. На основе достигнутых чиновниками за отчетный период показателей принимаются решения по распределению между субъектами Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов, принимаются и кадровые решения.
Год назад система ключевых показателей эффективности работы органов власти была внедрена в Саратовской области по инициативе губернатора Саратовской области Романа Бусаргина. Чиновники должны получать зарплату в соответствии со своей эффективностью: высокую, если их работа имеет «положительный социально-экономический эффект», и низкую — если они выполняют только «текущую работу». Первые кадровые решения по итогам работы чиновников в 2022 году уже приняты, неэффективно работающим урезана зарплата, теперь система оценки эффективности по ключевым показателям будет перенесена на глав районов. Это поможет оценить эффективность местных глав, а также выстроить объективный рейтинг развития районов.
Как практики оценки эффективности, принятые в бизнесе, могут повысить качество работы чиновников и мотивировать их на ответственное служение обществу? Каковы проблемы внедрения системы ключевых показателей эффективности органов власти и ее перспективы с точки зрения экономистов?
Андрей Фурсов, кандидат экономических наук:
Система ключевых показателей эффективности в разных вариантах используется давно и во многих регионах. Раньше использовалась простая модель управления по целям. Например, чиновнику поставили цель построить школу или больницу, провести определенное количество мероприятий, потом оценивают результат.
Понятно, что если чиновников оценивать по их же отчетности в облстат, вся затея теряет смысл. Уж что-то, а рисовать красивые отчеты чиновники умеют.
Новая система оценки по списку из 20 показателей позволяет оценивать динамику продвижения к комплексным целям – качество жизни, социально-экономический рост, благосостояние населения региона, доверие население к власти. При этом КПЭ задают меру ответственности каждого чиновника за итоговый результат для граждан.
Несмотря на первые резонансные результаты, система явно нуждается в совершенствовании.
Во-первых, к разработке и внедрению инструментария оценки должны быть привлечены научные коллективы региона через финансирование по региональным научным грантам, в том числе студенческим.
Для студентов-будущих управленцев участие в исследовании эффективности управленческой деятельности придало бы практическую значимость их выпускным квалификационным работам.
Во-вторых, стоит всерьез задуматься о серьезном научно-практическом потенциале научных мероприятий. Например, я несколько лет организовывал научные конференции по проблемам профориентации населения региона, к нам приезжали с докладами и конкретными предложениями ученые и практики из многих регионов России. Публикациями докладов в научном журнале «Профессиональная ориентация» всё и ограничивалось. В то время как разработки, о которых шла речь , должны быть взяты на вооружение профильными ведомствами при реализации целевых программ, а количество и качество внедренных разработок должны войти в перечень КПЭ работы ведомств.
В-третьих, кроме «кнута» в виде наказаний за невыполнение целевых показателей, необходим и «пряник». Думаю, хорошей мотивацией для чиновников, будет широкий ассортимент карьерных стратегий в зависимости от результатов оценки. Управленец должен понимать, что его карьерный рост зависит от главного критерия эффективности - общественного блага.