Сегодня большой отчёт о коротком путешествии на Меловые горы Дона, которое мне посчастливилось совершить прошлым летом. Вообще, совершить путешествие по масштабным отложениям мела в бассейне Дона я грезил давно. Однажды я даже составил план путешествия (с вариациями: с заброшенными немецкими кирхами, крутыми волжскими берегами в Столбичах и прочими прелестями) и уговорил хорошего друга на велопоход в ту сторону. Мы ехали с моей дачи, с поймы, жарким летом.
Это была жесть — маршрут был проложен по трассе, так что мы двигались вместе с грузовиками и с радостью скручивали в сторону мелких речушек или озёр, чтобы хоть как-то передохнуть от жары и трафика. Добрались до Дона в Калаче, с трудом переночевали на неприветливых берегах Дона (неприветливых из-за того, что были они все загажены отдыхающими, приезжающими на авто и по каким-то не поддающимся моему осмыслению причинам, оставляющим все продукты своей жизнедеятельности ровно в тех местах, где стояли). В общем, в том путешествии было мало ботаники — так что, наверное, рассказ про него не будет особо интересен.
С тех пор прошёл десяток лет и в прошлом году я ради интереса снова зашёл на ресурсы по планированию поездок (типа Яндекс.Расписание) и посмотрел, можно ли из Волгограда как-то доехать до Камышина или Дона/Иловли/Медведицы на ЖД — чтобы спокойно ехать с велосипедом. К счастью, по сравнению с 2013 годом ситуация немного улучшилась. И если Камышин по-прежнему не доступен (на мой взгляд это, конечно, позорище), то до Дона (Качалино) теперь несколько раз в день бегают электрички. В голове созрел план однодневной поездки, которую я во что бы то ни стало должен был совершить этим же летом.
Случай представился на Троицу — мама уехала на родину (на этот праздник там принято ходить на кладбище — и это день встреч), я приехал присмотреть за садом — в Волгограде в это время стоит ужасная жара и посадки требуют полива хотя бы через день. Кроме того в начале июня созревает клубника — и это хорошее время тут погостить. Но и недостатки есть — помимо жары в это время нереально много комаров, а в некоторые годы появляется ещё и мошкара, делающая пребывание на улице если и не совсем невозможным, то уж точно — малоприятным.
Как бы то ни было, ранним утром 14 июня я сел на велосипед и поехал по Волго-Ахтубинской пойме в сторону Волгограда. Яндекс-навигатор проложил мне какой-то неожиданный маршрут — что ж, увижу что-то новенькое! Всего в получасе езды от дачи встретил прекрасные экземпляры Коровяка чёрного — а вот в нашем краю он не растёт! А может я просто тоже стал более внимателен к растениям?
До Волгограда мне ехать полутора-два часа (самый короткий маршрут 24,2 км) — сильно тормозить нельзя! Ведь последняя утренняя электричка убегает в 8:00. На неё-то я и успел! Электричка — это два небольших вагона. Вполне себе современный состав. Но с великом очень не просто. Во-первых, нормы так называемой дорожной безопасности требуют обязательного входа на вокзал через рамки металлоискателей. А потом с великом нужно взбираться по крутым ступенькам наверх в вагон (благо, тут хотя бы протискиваться в узкий проход не пришлось!). Но я справился.
Пока сидел и смотрел в окно, спустило колесо. Вероятно я наткнулся на стекло или шип какой-нибудь колючки по пути. Ну, ничего! У меня с собой запаски и ремкомплект — всё будет в порядке! Шину заменил!
По Волгограду электричка традиционно тормозит. Но выехав в степи уже движется довольно быстро. В какой-то момент за окном начинается огромные посадки яблонь — здесь расположены те самые «Сады Придонья».
Итак, после полутора часов отдыха я выхожу в Качалине — казачьем краю. На часах 9:30. Мне предстоит проехать около 13 километров до паромной переправы через Дон и на это я закладываю полтора часа — дует довольно сильный ветер, а дорога может состоять из наклонных участков. Если не торопиться, то можно ехать по грунтовке по балкам вдоль берега Дона — думаю, это тоже может быть интересно. Но мне некогда — я жёстко привязан к расписанию.
Сам посёлок производит довольно грустное впечатление. Асфальт есть не везде, единственная церковь полностью разрушена — сохранилась только руинированная колокольня. Степи вокруг распаханы и прекрасно обозревается даль. Тени мало. На пустых местах колышется степь, а из дали-далёкой над степью нависает огромное строение советского мельничного комплекса. Пока ехал пару раз опять спускало колесо. Блин!
Паром ходит по расписанию примерно раз в час с каждой стороны. Паром — это маленький буксир «Вымпел» и присоединеная к нему баржа. Когда-то на таком мы тоже ездили на дачу из Волжского в Пойму. Но хорошие люди приватизировали и продали и катер, и паром и теперь каждый год там чёрти-что с переправой… А тут другое дело — ведь никакой объездной дороги нет. Здесь даже переходы переправляются бесплатно — переправу оплачивают только автомобили.
Кстати, уже на переправе заметны белые склоны — весь бассейн Дона в этих местах представляет собой огромный природный запас мела — крупнейший в Европе. И хотя здесь нет гор в классическом понимании, эта возвышенность тоже — высочайшая меловая возвышенность континента. Из-за большого количества кальция здесь, зачастую, растут растения очень любящие его присутствие в почве — только с ним они показывают всё свою красоту! Ради их сохранения здесь создан природный парк "Донской", второй филиал которого расположен в дельте Дона...
Ожидая паром я успел искупаться. Вода тёплая, течение слабое. Переправившись на другую сторону я сел в тенёчке у воды кормить мошек и стал исследовать колесо. Как я и думал. Шипики иголок милой травки с жёлтыми цветочками (Якорцы стелющиеся, Tribulus terrestris - как выглядит растение можно посмотреть, например, на плантариуме) застряли в протекторе покрышки и продолжили портить шину — так что мне нужно их все изъять!
Теперь у меня два выбора. Так сказать, «налево пойдёшь, направо пойдёшь». Налево — это длинный вариант к устью реки Голубой и далее вдоль её берега. Это значительное путешествие и сомнительно, что я отделаюсь одним днём, поскольку единственная вечерняя электричка уходит уже в 17:17 и с учётом того, что до неё ещё ехать, ближайший обратный паром уже 15:50. А на часах уже 11:20. Значит на всё про всё путешествие у меня 4 часа — по два часа на туда и обратно. Не густо!
Но есть короткий вариант — направо: доехать до главной местной туристической достопримечательности — горы меловой горы Кобылья голова. Это 18,5 км в одну сторону — в принципе, за два часа можно если не тормозить. Но блин, я уже с 4 утра еду — неужели ради такого краткого пребывания на вожделенном меле? Я отметаю этот вариант и поворачиваю налево.
По крутому донскому склону я поднимаюсь наверх, в станицу Трёостровскую. Она тоже выглядит не очень-то дружелюбно в этот жаркий день.
В небольшом киоске-магазинчике я покупаю мороженое и дополнительную воду, достаю, наконец, фотоаппарат, который тащу с собой и расстаюсь с цивилизацией на ближайшее время…
Дорога зовёт меня подняться ещё выше и прямо сразу ударяет меня своей тяжестью — солнце печёт нещадно, и нужно выбрать, ехать ли в куртке, чтобы прикрывать руки, но при это париться или надеяться, что я уже достаточно загорел? Благо хоть взял с собой солнцезащитную жидкость!
Вокруг меня меня колышется красивая, ещё не совершенно сухая степь. Даль демонстрирует огромные склоны и станицу, приютившуюся в донских балках. Однако вскоре этот вид сменяет унылая картинка бесконечных сельхозугодий, засеянных то пшеницей, то подсолнечником (волгоградская область — главный производитель подсолнечного масла в стране).
Никаких белых гор пока нет, хотя я периодически останавливаюсь полюбоваться дикими травами. Главная моя мечта — ковыль. Определить я её пока не могу — не подготовился.
В волгоградской области произрастает что-то около 8 видов ковыля. Вот мне интересно, неужели не найдётся среди них хотя бы единственного, который смог бы радоваться своими шелковистыми колосками в Москве? Благо, я уже собрал семена в ботаническом путешествии на Большой Лиман в Волжском, куда я как раз съездил накануне. Если вам интересно, можете почитать отчёт здесь:
Кстати, местные степи геоботаники называют полынно-ковыльно-типчаковыми — из-за доминирования здесь этих растений (типчак — старое название овсяницы). Ну а с ковылём и полынью всё понятно!
В степи ещё много цветов. Давайте посмотрим на такой вот цветущий аспект и попробуем присмотреться внимательнее к здешним цветам.
Первое, что бросается в глаза — роскошная степная разновидность Шалфея дубравного, цветущая тёмными фиолетовыми свечами. Раньше я думал, что это Шалфей степной. Но нет, ботаники МГУ его определяют как подвид — Шалфей остепнённый (Salvia nemorosa ssp. pseudosylvestris). Интересно, что массивы цветущего шалфея встречаются уже в самом Волгограде (это правый берег Волги). А вот там, откуда я приехал — левобережье Волги — шалфея нет совсем!
Травку, цветущую некрупными щитками я, не мог определить, но мне помогли подписчики — за что им большое спасибо! Я условно решил, что это Тысячелистник иволистный (Achillea salicifolia) — такой, действительно, там обитает, как и большое количество других тысячелистников. Но это растение совсем другого семейства — Икотник серо-зелёный (Berteroa incana). Как и многие другие представители семейства капустных (крестоцветных) он имеет четырёхлепестковые цветы. Но каждый его лепесток рассечён надвое. Это прекрасный медонос, дающий большое нектара и пыльцы.
Воздушные облака в степи создаёт прекрасный однолетний Качим метельчатый (Gypsophila paniculata). Сейчас растения этого рода часто называют в транслитерации с латыни гипсофилой. Плантариум упоминает такие народные его названия: кучерявка, стоголовник. Я мечтаю его выращивать в саду и периодически собираю семена с придорожным экземпляров в пойме. Но потом я их либо теряю, либо руки не доходят… Кстати, эта культура после цветения превращается в перекати-поле (это также одно из его названий). Но не она одна…
Розовыми мазками степной цветник украшают высокорослые гвоздики. Я определю её тоже условно как Гвоздику андржейовского (Dianthus andrzejowskianus).
Жёлтые оттенки в палитру этого цветника привносят, помимо сухих трав, цветущий Молочай сегье (Euphorbia seguieriana).
И бледно-жёлтая, высокая Лапчатка прямая (Potentilla recta).
Сиреневые тона степного цветника создаёт какой-то горошек. Здесь, помимо мышиного (Горошек мышиный, Vicia cracca) встречаются также фиолетовые Горошек тонколистный (Vicia tenuifolia) и Горошек мохнатый (Vicia villosa). Интересно, что горошка может быть так много, что он сам создаёт в степи цветущий аспект — синее море.
А ещё интересно, что в этом году горошек сам по себе вырос у меня в московском палисаднике. Может я притащил горошинку? ) Но нет, он вырос раньше моего путешествия и в июне тоже цвёл великолепно сочетаясь с жёлтой хохлаткой (Corydalis lutea).
Есть здесь и другое, похожее по характеру роста, растение — Чина клубненосная (Lathyrus tuberosus) — её можно заметить на некоторы предыдущих фотографиях. Она, также как и горошек, оплетает побегами своих соседей, цепляясь усиками, расположенными на концах листьев, но цветёт ярко-малиновыми цветами.
Ладно, пора заканчивать с одним единственным природным цветником и крутить педали дальше! )
Но кажется, статья получается слишком большой. А впереди ещё рассказ о трудностях и о меловых горах. По сему, продолжение следует...
Ну и напоминаю, что если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на канал! Ваши замечания и вопросы жду в комментариях. Может быть какие-то из этих дикарей успешно растут в ваших садах — поделитесь опытом!
* * *
Все фотографии, если не указано иначе, сделаны мной во время путешествия на Дон или в московском палисаднике "Сад в город". Использование материалов статьи без разрешения запрещено.