Найти в Дзене
Горизонт Событий

Курды (Е?36 кандидаты в потомки 10 потерянных колен Израилевых).

статья из цикла. Курдистанские евреи (Е?35) Итак, следующий наш претендент на роль потомков от 10 потерянных колен Израилиевых это курды. Курды один из самых больших этносов Ближнего Востока, один из самых больших разделённых этносов и этносов без собственного национального государства (несмотря на фактическую независимость Иракского Курдистана). Курдистан- это такое условное понятие, территория на которой проживают курды (являясь коренными жителями) и лелеют мечты построить там собственное независимое государство. Это юго-восток Турции (северный или Турецкий Курдистан по разным оценкам в стране проживает от 18 до 25 миллионов курдов, до 27% всего населения), северо-запад Ирана восточный Курдистан 10-12 миллионов, до 16%), север Ирака (Южный Курдистан до 8,5 миллионов, 19%) и северо-запад Сирии (Западный Курдистан 2,5-3,5 миллиона, до 21%). Есть места компактного проживания курдов, но где они не считаются коренным населением- Афганистан (до 200 тысяч человек) и северо-восток Ирана, а т

статья из цикла.

Курдистанские евреи (Е?35)

Итак, следующий наш претендент на роль потомков от 10 потерянных колен Израилиевых это курды.

курды празднуют Навруз, Сулеймания 1970 год (здесь и далее изображения из открытых источников)
курды празднуют Навруз, Сулеймания 1970 год (здесь и далее изображения из открытых источников)

Курды один из самых больших этносов Ближнего Востока, один из самых больших разделённых этносов и этносов без собственного национального государства (несмотря на фактическую независимость Иракского Курдистана).

Курдистан- это такое условное понятие, территория на которой проживают курды (являясь коренными жителями) и лелеют мечты построить там собственное независимое государство.

-2

Это юго-восток Турции (северный или Турецкий Курдистан по разным оценкам в стране проживает от 18 до 25 миллионов курдов, до 27% всего населения), северо-запад Ирана восточный Курдистан 10-12 миллионов, до 16%), север Ирака (Южный Курдистан до 8,5 миллионов, 19%) и северо-запад Сирии (Западный Курдистан 2,5-3,5 миллиона, до 21%). Есть места компактного проживания курдов, но где они не считаются коренным населением- Афганистан (до 200 тысяч человек) и северо-восток Ирана, а также большие общины эмигрантов в Германии, странах бывшего СССР, США и других. Итого в мире до 46 миллионов человек.

При этом, в обозримом прошлом курды практически никогда не жили на этих территориях в одиночку, им всегда соседствовали ассирийцы, арабы, тюрки, цыгане и при этом если курды и ассирийцы и евреи в большинстве своем проживали в горных областях, занимаясь кочевым скотоводством, то армяне и меньшая часть евреев проживали в крупных городах и поселениях, играя важную роль в торговле (позже ситуация поменялась, армяне например проживали в горах). Генетически эти народы мало что отличало, их разделяла больше среда обитания, то есть быт, и как следствие религия. При этом вполне себе был доступен взаимный переход, клан курдов мог примкнуть к тюркскому племени, а семья армян или евреев «окурдится» при определённых обстоятельствах. При этом многие историки указывают на некий симбиоз между курдами и восточными христианами. Курды промышляли грабежом и от их набегов страдали турки, армяне, персы все до кого они могли дотянуться, но вот ассирийцы от них практически не страдали. В литературе мелькает название курдского эмирата Халди, который по официальным данным внезапно оказывается паствой вокруг кафедры Халдейской католической церкви в Сиирте.

Изначально курды кочевали между армянским нагорьем и Загросом, исконная (где-то даже сакральная) земля- треугольник Сулеймания- Эрбиль- Киркук на севере Ирака. Но вот при этом столицей предполагаемого Курдистана они хотели бы видеть Амед (Диярбакы́р) в современной Турции. Всем известно, что гора Арарат- национальный символ армян, но для курдов эта оказывается тоже святыня!

-3

В какой-то момент ареал обитания курдов был поделён условно между мамлюкатом Каджар (современный Иран) и Портой (Турция), что привело к разделению самих курдов на курманджи и сорани по языковому принципу. Условно потому, что зачастую власть этих государств распространялась на объекты их интересов: города (или даже кварталы в городах), караванные пути, промышленные объекты, а за пределами их интересов действовали племенные законы. И для кочевников граница практически отсутствовала. Со временем зона распространения влияния государств расширялось и вольная жизнь откатывалась в горы пустоши и прочие неинтересные труднодоступные и малозаселённые места.

Но с другой стороны курдов в своих целях использовали как Каджары, так и Османы, что способствовало расширению ареала их распространения. Персы переселяли курдские племена для охраны границ и караванных путей, так они оказывались на Кавказе, в современном Туркменистане, Афганистане и Пакистане. В Афганистане проживает свыше 200 тысяч представителей этой национальности в основном Герате, Кабуле и окрестностях этих городов, отмечается, что их быт сильно изменился, но они не ассимилировались. Турки же активно вербовали курдов в свои вооружённые силы формируя из них отряды «головорезов»- башибузуков, эти формирования зачастую комплектовались по клановому принципу и там рулили клановые законы. Башибузукам не давали какого-то серьёзного вооружения и подготовки, поэтому против регулярных армий противника эти отряды использовали редко, а вот для подавления сопротивления местного населения часто, поэтому их целыми отрядами заселяли внутрь малазийского полуострова для наведения порядков. На местах как понимаете курды пускали корни. Посмотрите на карту ниже, видите эти многочисленные выплески- курдские эксклавы далеко на восток в зоне «Большого Ирана» и на запад вглубь полуострова Малая Азия? Куда -то конечно курды могли и сами перекочевать, но в большинстве- это результат описанного выше процесса. Каджары и османы переселяли курдов на новые места, где те обустраивались, частично ассимилируя местное население.

Места проживания курдов (Египет 1946 год)
Места проживания курдов (Египет 1946 год)

Я не завидую исследователю, который решиться разложить по полочкам родо-племенную структуру курдов, с одной стороны вроде всё просто и недалеко от описанных в прошлой статье пуштун, но…

Курдская самоидентичность вероятно была штукой нехитрой и безболезненной, а потому курды ассимилировали всевозможное местное население, поэтому присоединение к курдскому племени какого-то тюркского или арабского клана было явлением заурядным (впрочем имели место быть и обратные процессы). Есть сообщения, что курдами были ассимилированы племена кызылбашей, но здесь я думаю закралась ошибка, так как «кызылбаши»- красноголовые, таким же именем зовут себя курды алевиты, носящие красные головные уборы, подражая как они считают имаму Али.

Если взять, выражаясь терминологией историка и самолёта Л.Н. Гумилёва, и рассмотреть курдов как суперэтнос, то помимо самих курдов там присутствуют- этноконфессиональные группы: заза (проживают в Турции, по быту курды, но говорят не на совсем курдском наречии в связи с чем отдельные исследователи склонны считать их отдельной нацией, исповедуют народный вариант шиизма- алевизм), шабаки (курды практикующие шабакизм- малоизученное верование своеобразно толкующее доктрины ислама, проживают в Ираке), лахлухи (курдские евреи), езиды (последователи курдского синкретического варианта зороастризма, проживают в Иране, Ираке, странах бывшего СССР). Племя Мыртып («движущиеся» или «переселенцы») полностью идентифицирующие себя как курды, имеют цыганское происхождение. Кроме того существует масса общин не курдского происхождения, но владеющая курдским языком местных: армян, ассирийцев, и переселившихся: черкес, чеченцев и болгар.

Выделяется 63 племенных объединения и более 1000 племён, самое крупное из которых Джаф численностью более 4 миллионов человек.

Считается, что луры- кочевые племена населяющие юго-запад Ирана в прошлом также относились к дружной семье курдских народов, хотя до сих пор есть кланы которые исследователи затрудняются однозначно отнести к тем или другим (луроязычные курды или курдоязычные луры).

Но курды могли различаться не только из разных племён, но также и внутри одного поселения

ЭСБЕ
ЭСБЕ

Подобные симбиоз различных культур повсеместен и ничего удивительного в нём нет, нечто подобное мы может найти в описании быта Адербайджанских ханств, где соседствовали татары- скотоводы и армяне-земледельцы.

Курдский язык относится к северо-западной иранской подгруппе арийской ветви индоевропейских языков, но если быть точным, то это не язык, а совокупность диалектов, настолько не похожих, что общение между носителями некоторых достаточно затруднительно, а некоторые диалекты (зазаки или лаки) пытаются выделить в отдельные языки (очень часто по политическим причинам так правительство Турции пытается ослабить курдское влияние на своих территориях).

Северокурдский диалект имеет самое большое распространение среди курдов, называется он курманджи, вот здесь придётся кое-что пояснить: в современном понимании курманджи- означает «курдский», и употребляется так же в отношении любого остального курдского наречия- «центральнокурдский курманджи»- сорани, что ведёт к неизбежной путанице, а с другой стороны ещё в недавнем прошлом понятие «курманджи» означало не «курдский», а «как курдский» или «похожий на курда», но сегодня это уже является самоназванием народа.

курдские диалекты, цвета конечно гений подбирал, розовый- курманджи севернокурдский, бордовый-сорани центральнокурдский, серо-коричневый башури южнокурдский, другой коричневый в Турции- западнокурдский заза и горани, салатовый- зона смешанных говоров.
курдские диалекты, цвета конечно гений подбирал, розовый- курманджи севернокурдский, бордовый-сорани центральнокурдский, серо-коричневый башури южнокурдский, другой коричневый в Турции- западнокурдский заза и горани, салатовый- зона смешанных говоров.

Этноним курд появился практически недавно- в конце XIX века он окончательно закрепился как этноним, до того соседи называли курдов чаще mard (человек), а арабы al-akrād. Сегодня закрепилось мнение, что «курд»- производное от «Гурджистан» - «страна волков». Но всё гораздо проще: «Kurt» переводится с ряда персидских наречий как «кочевник». Такое позднее появление этнонима и его широкое распространение позволило историкам запихать в их «историю» чего попало и в больших количествах.

Но вернёмся к языку.

распространение северокурдского диалекта курманджи
распространение северокурдского диалекта курманджи

Итак курманджи- это потомки тех курдских племён что больше всех попали под влияние осман. На его основе разработана одна из форм литературного языка. Для езидов является ритуальным языком, на нём написаны святые тексты этой религии. В свою очередь делится на ряд говоров. Считается, что число его носителей уменьшается, так как многие курды переходят на сорани, турецкий или фарси. Является языком курдоязычных не курдских меньшинств- чеченцев, черкес, болгар.

Второй по количеству носителей- сорани, эталонный язык эталонных курдов (местнячковый национализм не чужд и курдам). Помните исконную курдскую территорию Киркук- Эрбиль- Сулеймания, вероятно что этот язык зародился здесь, здесь же его основной ареал распространения. Между тем это территория высокоразвитой городской культурой, можно бесконечно много говорить, что курды здесь пришлые и города отстроили не они, но как бы то ни было в тех городах они жили. Считается что язык получил название от эмирата Соран, но мне видится наоборот. Сорани- литературный язык, первый письменный памятник на нём- Махдимам- «книга Махди», что говорит о его некой изначальной сакральности (имам Махди- 12 непорочный имам совершивший своё сокрытие, чьё возвращение, подобно Иисусу Христосу, ждут шииты). Язык в свою очередь делится на ряд наречий по племенному принципу: слемани, мукрияни, джафи, хаулери, гермияни, ардалани. Кстати, обратите внимание что на карте диалектов отсутствуют выплески- эксклавы сорани, что говорит о том, что формирования диалекта произошло относительно недавно, после устроенных каджарами и османами переселений.

Башури или южнокурдский- третий по числу носителей, и посмотрите на карту, он вплотную прилегает к ареалу сорани, таким образом образуя единое целое, от сорани его отличает меньшая каноничность, то есть простонародность, и подверженность влияние языков соседей и по сути это совокупность нескольких племенных языков (курдские сурджики): калхори, файли, кордали, абдуи, лаки.

Горани- считается наиболее древней и архаичной формой курдского языка, скажем прямо не подвергшийся реформам, подгоняющим под литературные каноны. Горани служил языком международного общения в регионе, также является языком богослужения у религиозных общин Ярсан, в связи с чем распространён помимо курдов также у причастных к этому движению арабов, луров, азербайджанцев, персов. Название исследователи производят от курдского «песня», мы же без труда читаем «горный» (есть ещё версия от «хоро»- «солнце»). делится на ряд племенных говоров: шабаки, баджалани, аврами, сарли, кандули, шехани.

Отдельной строкой выделяется язык халаула- или «неоарамейский»- язык части курдских евреев.

Стоит спорным вопрос о включении в ряды курдских диалектов лурского и бахтиарского языка.

Очень много курдов двуязычны и помимо родного языка владеют фарси, арабским, турецким, английским, русским или другим языком доминирующим в их ареале обитания. Встречается множество курдских общин курдским языком и вовсе не владеющим, а общающимся на фарси или арабском, или пашто как курды в Афганистане.

В подавляющем большинстве курды- сунниты мусульмане, но вот с такой характеристикой

Религия. К. — магометане-сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения — все их богослужение. В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы (см.) и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов (см.).

ЭСБЕ

Конечно же с момента написания статьи что-то изменилось, но вот с появлением автономии курдов в Ираке все чаще появляются новости о том, что в среде курдов идёт процесс возрождения интереса к зороастризму как традиционной религии курдов (есть сообщения что в Иракском Курдистане более 100 тысяч курдов приняли эту религию). Среди курдов присутствуют такие группы как езиды, шабаки и заза- их отличает этноконфессиальность. Так заза исповедуют алевизм, шабаки исповедуют малоизученное верование шабакизм, езиды- йезидизм. Стоит заметить, что подавляющее большинство курдов- конечно же мусульмане сунниты, вышеперечисленные течения были сильно притеснены и гонимы, в следствии чего выработали так называемую политику такии- «отрицание перед лицом преследования», то есть суннит на людях и приверженец родного верования дома. Среди самих же курдов очень много последователей ярсан. Ярсан, шабакизм, алевизм и йезидизм объединяют в условную группу язидизм, отличительными чертами всех этих верований (ещё сюда стоит добавить зороастризм, ранее популярный среди курдов) что все они непрозелитичны, то есть нельзя стать носителем этой веры, можно только родиться! Это качество также присуще современному иудаизму (ранее это было не так).

И кстати, насчёт религиозных притеснений: на севере Ирака проживало курдское племя файли, исповедовавшее шиизм, так вот в 1971-72 годах практически всех представителей вынудили покинуть страну и переселиться в Иран, имущество было национализировано.

Незначительная часть курдов исповедует христианство восточных толков и бахаизма.

курдские эмираты 1835 год
курдские эмираты 1835 год

В историческом разрезе курдов стараются оставить без собственной государственности, мол никакой вам автономии у вас и не было никогда. Но приходится упоминать, что в средние века на территории Курдистана было множество курдских эмиратов, лишь некоторые (Бабан, Соран, Бадинан) дожили до середины XIX века и были разгромлены и поглощены османами. Но ещё где-то в середине XIX века в Сулеймании большая часть города могла жить по законам Османской империи, шиитская община города управлялась улемами подчиняющимися Каджарам, а за пределами городской черты была территория племенного права, но для стороннего глаза для поддержки престижа курдский эмират, конкретно для Сулеймании- эмират Бабан. Но официальной истории Турции, такой факт не очень лицеприятен, важно дать понять что Турция владела этими государствами задолго и единолично, а не делила власть с Тегераном и тем более курдами, поэтому все эти курдские эмираты задвинули в прошлое до прихода осман. С Бабаном не получилось, он слишком громко звучал в событиях середины XIX века и его приходилось упоминать на своём историческом месте, так что все остальные эмираты закончили своё существование приблизительно в то же время. Ещё немаловажно понимать такой момент, все эти эмираты были не монолитным образованием- это по сути конфедерация кочевых, земледельческих, торговых и производственных общин курдов, ассирийцев, арабов, евреев которые подчинялись эмиру и платили ему полагаемое, но по сути могли вести вполне себе самостоятельную политику и засветиться как независимое государство, что делать с таким?- правильно отправить ещё глубже в века к шумерам и вавилонянам.

обещанное курдам по Севрскому договору
обещанное курдам по Севрскому договору

Следующей главой в курдской государственности стало окончание ПМВ, курды оказали Антанте военную помощь в разгроме турецких войск (за что кстати мирные курды очень сильно пострадали) взамен на обещание о создание независимого курдского государства, это обещание было закреплено на мирных переговорах в городе Севре (курды стали называть так своих сыновей) в августе 1920 года, где было закреплено за национальными меньшинствами создание автономий в местах компактного проживания, но… курды были своими союзниками бесцеремонно кинуты: обязательства по договору брала на себя Османская империя, сошедшая с дистанции, а вышедшая на смену Турецкая республика претензии курдов ни во что не поставила, почему я заявил о бесцеремонности, потому что Анкара без согласия Парижа и Лондона такой фокус бы не выкинула. Кстати, это был конец Версальской системы! В декабре 1920 года в Париже Англия и Франция поделили между собой территории Сирии и Ирака. В 1922 году курды в окрестностях Мосула провозгласили Королевство Курдистан.

-10

Но в 1923 году Курдистан в Лозанне поделили Турция, Франция и Англия и в июле 1924 года британцы войсками подавили курдское государство.

В 1925 году на юго-востоке Турции племена заза подняли восстание возглавляемое шейхом Саидом, также провозглашённое королевством Курдистан, но и оно было подавлено войсками в том же году

турецкие войска подавляют восстание курдов, рисунок из газеты
турецкие войска подавляют восстание курдов, рисунок из газеты

В Закавказье в СССР была сделана попытка создания Красного Курдистана в 1923-1929 годах, но это совершенно другая история.

В 1927 году была провозглашена Араратская курдская республика, со столицей в какой-то деревне, но там тоже ничем полезным для курдов не окончилось.

Хочу заметить, что курды были далеко не единственные кого союзнички из Антанты накормили ложными иллюзиями и кинули. Другими из них были арабы, точнее династии из Хиджаза, которым пообещали Великую Сирию, а по сути дали лишь Ирак и Иорданию, и отжали Хиджаз. Не скажу что это главная причина ближневосточного конфликта, но точно одна из основных.

В 1946 году на подконтрольных СССР территориях Ирана была провозглашена Мехабадская курдская республика (Мукринский Курдистан), но с уходом советских войск, закончилось и государство.

Ну а теперь к нашему вопросу, ну конечно же без труда в названии одного из главных городов курдов Сулеймании мы читаем имя царя Соломона. Также имена библейских патриархов без проблем читаются в именах курдских племён. Лахаухи это скорее курды исповедовавшие иудаизм, чем евреи принявшие курдский быт, да и помимо лахлухов при курдах жили многочисленные общины арабских евреев, персидских, горских, кавказских, мизрахов.

Об этом можно говорить очень много, но не в этом главный цимес. Больший интерес имеет тот факт, что евреи не просто немного позаигрывали с курдским прошлым, а государство Израиль на очень высоком уровне продолжает развивать сотрудничество в настоящем.

Вернёмся к концу ПМВ, Антанта наобещала хашимитам оказавшим помощь в разгроме осман на ближневосточном фронте Билад аш-Шам- Великую Сирию, но наивным бедуинам саму Сирию и Палестину не отдали, а отправили их править в Ирак и Иорданию (Трансиорданию), а пока они там раскатывали губу, ваххабиты захватили их родной Хиджаз. Но хашимиты от идей Великой Сирии не отказались, а вчерашние союзнички в самое сердце предполагаемой державы стали переселять евреев из Европы, которые на каких-то радостях заявили, что это их Святая Земля, и мало того они и не против объединения земель Великой Сирий, но главенствовать должны евреи, а не арабы и государство называться Израиль. Но мало того, что захотели, так и большинство своих хотелок при помощи вчерашних союзничков арабов из Антанты после ВМВ они ещё и воплотили в реальность.

Появление государства Израиль в Палестине было очень не простым, без помощи из вне такое вообще было бы невозможно, но помимо союзников извне, нужно было искать союзников и среди соседей. Вероятно заманчиво было затащить в Палестину боевиков пуштун из Афганистана для противовеса арабским, но как бы самим не огрести и плюс такой момент, что пуштуны сильны в родном ландшафте, но как они себя поведут на чуждой им территории?

Основными противниками в регионе Израиля являются Турция, Иран и «Арабский мир». Турция вроде и не ведёт агрессивной политики против, но каких-то сто лет назад с небольшим хвостиком она была юридически собственником земли на которой сегодня располагается Израиль, а в последние время из Стамбула часто звучат посылы о своей исключительной роли в ближневосточном регионе. «Арабский мир»- это я образно (а-ля коллективный запад)- не сбывшийся проект Объединённой Арабской Республики, причиной провала которого Израиль и стал, расположившись в центре предполагаемого государства (помните флаги Египта, Сирии и Ирака- одинаковые и разница была только в количестве звёздочек, вероятно что туда же затащили бы Иорданию, Ливия с интересом на это всё смотрела) и растоптавший со временем могущество арабских соседей. Ну с Ираном какие-то особо странные не соседские отношения, недавно в интернете вообще война произошла чуть ли не с применением ядерного оружия. Так вот Израиль знатно порушил своих соседей с помощью палестинских беженцев практически уничтожив государственность процветающего Ливана и Сирии, и едва подобный фокус не прошёл с Иорданией. Но этот ресурс оказался не бесконечным и необходимо было искать инструменты на территории самих противников- идеал найти какое-то национальное или религиозное меньшинство и подтолкнуть его на путь сепаратизма, и вот для этого курды оказались просто идеальным вариантом.

Здесь сильно на руку сыграл ещё и тот факт, что значительная часть курдских и иракских евреев покинула Ирак и переселилась в новосозданное государство Израиль в 1948-1952 гг. И бежали они не от курдов, а от фактически чуждого для страны режима хашимитов. В Израиле они продолжали жить обособленной общиной: отмечали курдские праздники, сохраняли курдскую культуру и язык, стали выпускать собственные газеты. По сути община курдских евреев в Израиле численностью до 150 тысяч человек продолжила быть курдами исповедующими иудаизм, и они связь с курдами в Курдистане не потеряли. Эта община всегда устраивала массовые демонстрации при приездах западных лидеров по вопросам Ирака. Они активно лоббировали военное решение и ликвидацию режима Саддама Хусейна.

С помощью курдов Израиль создавал постоянное давление на своих стратегических противников, считается что на севере Ирака действовала более тысячи агентов Моссад (ну здесь не обязательно представлять себе Бонда с правом на убийство, агентом может быть сотрудник АЗС сообщающий сколько машин армии Ирака заправились на его станции, и даже не представляющий, что эта информация поступает не в отдел продаж а в разведку Израиля), сепаратизм курдов сильно сковал действия недругов Израиля, ну и за такую помощь как бы принято платить, и платить дорого. А кому платят меньше- другу, а ещё меньше- родственнику. Ну вот и начали в Израиле запускать послания, что курды- потомки потерянных израилиевых колен, или есть ещё теории происхождения от царя Соломона, благо и проживают они здесь недалеко.

-12

Разведывательная спецслужба Курдской Демократической Партии – «Парастин» – также была создана с помощью Моссад в конце 1960-х гг.

Израиль был одним из главных инициаторов войны в Ираке 2003 года, еврейские организации устроили мощные лоббистские мероприятия по всему миру (в первую очередь в США), а во время самого конфликта Израиль посредствам гуманитарных организаций наладил масштабные поставки помощи в северный Ирак, населённый преимущественно курдами через турецкую границу. Оружия в этих поставках заявлено не было, но отряды пешмерга (курдское ополчение) как-то резко приобрели достаточно грозный вид, и похоже что самым выгодополучателем от случившегося конфликта стали иракские курды, получившие автономию (а учитывая анархию принесённую США и союзниками то фактически независимость)

Практически сразу с появлением курдской автономии турецкая пресса запестрила заголовками, что в этом квазигосударстве к власти пришли евреи, в частности Массуд Барзани (родившийся в Мехабадской республике в «тени курдского флага», сын командующего войсками этой страны)- этнический (и латентный) еврей из старинного рода курдских раввинов. Кстати помните королевство Курдистан, там правителем был Барзанджи, а племя барзани действительно относилось к лахлухам, так что похоже там это системное. В Турции была выпущена (и очень быстро раскуплена) книга Гаруна Яйая «Курдская карта Израиля», где была высказана точка зрения турецких националистов, что Израиль планирует создание Большого Израиля от Нила до Ефрата с поглощением курдских земель. (Помните совсем недавно (январь 2023) в интернете прошла война между Израилем и Ираном, там в утренних новостях прошли сообщения о вводе Израилем войск на территорию Ирана. Я задумался, что за бред- общей границы нет, начал изучать вопрос. Оказывается на севере Ирака- в иракском Курдистане существует инфраструктура способная принять и развернуть на своих базах предполагаемые силы вторжения, не по щелчку пальцев, но всё же. И одной из целей спец операций Турции в этом регионе было нанесение ударов по этой инфраструктуре).

-13

Зазвучал лозунг «Курдистан- второй Израиль», причём со всех сторон, с призывом курдов не идти по пути ранее обманутых западом арабов «мечтавших» о едином государстве, из Израиля с восторгом и предполагаемом надёжном соседе, от курдов жаждущих обретения собственной страны, от непричастных наблюдателей недоумевающих «а с чего ли»? И справедливости ради нельзя сказать, что Израиль полностью играет на стороне курдов, есть масса фактов где шла игра на сдерживание, самый яркий- помощь турецким властям в аресте Оджалана.

*************

Уже написав статью, подумалось, помните заплески курдов на территории Афганистана и легенды пуштун о том, что евреи бежали в Герат от злых шахов, так вот люди в насиженных мест переселяются не слишком охотно, для организации их миграции используются некие технологии, например Исход. Также могли переселять и курдов, часть из которых считала, что не завоёвывает новые территории, а спасается от некоего злого волшебника Новохудоносора! При курдах жили евреи - лахлухи и не только, которые также могли быть переселены на новые места и затащить на них свои старые топонимы, например назвать горы рядом с которыми поселились в честь города (там тоже гор полно кстати) из которого они пришли- Сулеймановы. Ну и добавьте к этому некую схожесть между курдами и пуштунами, в их быту, почитании собственных традиций, придерживание родо-племенного уклада…