Найти тему
Подвал Истории

XCVIII. Мелочность Франсуазы де Ментенон и молодой двор в доме Дофина

Тем временем Маргарита де Келюс, брак которой оказался неудачным, а муж уже умер, томилась в Париже, получая от Франсуазы строгие советы по поводу своего поведения.

Вот как звучали ее замечания: «Воспитывайте своих детей, заботьтесь о своих делах, выполняйте мои поручения и прежде всего радуйте своего приходского священника (в Сен-Сюльпис)». Выполнение поручений Франсуазы было само по себе работой, поскольку бывшая гувернантка любила выгодные сделки, особенно если рядом была Маргарита, и охотилась за ними.

Дама с собачкой. Портрет работы Жака Оноре Фрагонара (фрагмент).
Дама с собачкой. Портрет работы Жака Оноре Фрагонара (фрагмент).

Маргарите посоветовали наладить отношения с хорошими торговцами подержанной одежды: она должна была искать выгодные предложения по юбкам, подъюбникам и перчаткам, так как Франсуаза слышала, что в Париже всё дёшево: нужен был образец серо-коричневого дамаста, не слишком толстого, и чтобы он не был слишком дорогим. Тон наставлений также иногда был ханжеским, и это было свойственно Франсуазе: «Костюм всегда неправильный, если он может привести к греху», например.

И все же женственность и годы молодости тоже давали себя знать: «Если мы возьмем Барселону, я надену зеленое и розовое, если эрцгерцог Карл (соперничающий кандидат на испанский трон) попадет в наши руки». (Ни того, ни другого не произошло).

В 1708 году Маргарита вернулась в Версаль и заняла апартаменты над Франсуазой, чтобы той можно было позвать ее к себе через удобный общий дымоход.

Франсуаза Шарлотта Амабль д'Обинье, герцогиня Ноайская, с портретом тетушки Франсуазы, маркизы де Ментенон. Картина Луи Фердинанда Эль Старшего.
Франсуаза Шарлотта Амабль д'Обинье, герцогиня Ноайская, с портретом тетушки Франсуазы, маркизы де Ментенон. Картина Луи Фердинанда Эль Старшего.

Франсуаза-Шарлотта д'Обинье, превратившаяся в герцогиню де Ноай в результате прекрасного мирского брака, устроенного ее тетей, также входила в группу поддержки: Ментенон, больше не вписывающийся в образ жизни старшей Франсуазы, был подарен племяннице за две недели до ее свадьбы 30 марта 1698 года.

Аристократическое будущее Франсуазы-Шарлотты компенсировало разочарование, которое на всю жизнь принес братец Франсуазы, выжига и пьяница Шарль д'Обинье. Он умер в 1703 году, будучи окончательно помещенным в дом престарелых джентльменов из хорошей семьи. Богатая жена Шарля Женевьева, которую так не любила Франсуаза, была (более или менее против своей воли) заключена в аналогичное заведение для дам. Были и армейские маркизы, с большинством из которых Ментенон была в прекрасных отношениях, и с ними она переписывалась, обсуждая пожелания короля.

Замок Ментенон. Фото из открытых источников.
Замок Ментенон. Фото из открытых источников.

Все это общество шло в противовес группе заговорщиков, которые собирались в Медоне, в доме Дофина. Здесь мадам ла Герцогиня, Мария-Анна де Конти и другие, включая сына Атенаис герцога д'Антена, рассказывали злобные истории о тетушке и предвкушали время, когда Дофин станет королем.

В этом не было ничего удивительного: 5 сентября 1708 года Людовик XIV отпраздновал бы свое семидесятилетие, а в такие времена, как справедливо заметил Сен-Симон: «мысли каждого обращены в будущее». Злые козни группы заговорщиков проявятся в 1708 году, и главной жертвой станет сын Дофина герцог Бургундский.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: