Найти в Дзене

Общинный общественный строй

Как и первобытный строй, общинный строй был, в основном, пройден человечеством вне исторического периода развития, поэтому его описание является результатом реконструкции на базе косвенных данных. Но, тем не менее, основные его черты представляются достаточно достоверными.

Драйвером формирования общинного строя архаической общественной формации является переход от потребительского общественного уклада (собирательство, охота, рыболовство) к первичному производительному общественному укладу (ручное земледелие и примитивное скотоводство). В свою очередь переход к производственному общественному укладу – это результат разрешения противоречия между ростом населения, с одной стороны, и ограниченными ресурсами для собирательства и охоты, с другой. Названное противоречие разрешается за счет повышения общественной производительности труда (количество продукции с единицы используемой территории), которое дает производство (земледелие) по сравнения с охотой или собирательством.

Новый метод хозяйствования подразумевал, с одной стороны, коллективный труд большего, чем первобытный род, количества работников по подготовке и эксплуатации участка (расчистка от леса и кустарника, охрана посевов и скота от диких зверей), совместная защита владений от агрессивных соседей, строительство зданий и сооружений в поселении. С другой стороны, посев, сбор урожая, уход за скотом и потребление переходит с родового на семейный уровень. Семейным также становится производство и владение орудиями труда.

Таким образом, формируется двухуровневая общественная структура - семья, как основная производственная ячейка, и соседская община – как объединение семей для решения общих задач. На этом этапе родовое первобытное натуральное хозяйство трансформируется в семейное общинное натуральное хозяйство, когда община эксплуатирует общие ресурсы (земля, пастбища), но все основные производственные и потребительские процессы замкнуты на семью.

В общинном натуральном хозяйстве роль хозяина и, одновременно, основного работника, исполняет глава семьи, а члены семьи являются работниками-исполнителями. Причем натуральное хозяйство может включать в себя только ограниченное количество работников, по мере взросления дети уходят из семьи и формируют собственное хозяйство в рамках общины.

Надо отметить, что при общинном натуральном хозяйстве, общинники не прекращали заниматься охотой, рыболовством и собирательством. Эти дополнительные методы хозяйствования, как рудимент, сохранились еще многие тысячелетия, когда крестьяне ловили рыбу, собирали грибы, бортничали, а скотоводы охотились. Особенно важно для общинного строя сохранение охотничьих навыков. Они служили для тренировки воинов и совершенствования боевого вооружения, как модификации охотничьего снаряжения, что очень пригодилось на последующем племенном этапе.

Род при первобытном строе являлся единым как в производственном, так и в потребительском плане. Его единство проистекало из его природы. В отличие от первобытного рода, при общинном строе единство общины не формируется автоматически и требует дополнительной поддержки. Внутри семьи единство обеспечивается естественным образом, тогда как на уровне межсемейных отношений должны быть сформированы специальные механизмы. Таким образом, при общинном строе существенное значение приобретает взаимодействие с соседями, которые часто, к тому же, являются близкими или дальними родственниками, или свойственниками.

В условиях совместного использования ограниченного земельного ресурса (наделы очень трудно расчищать имеющимися на тот момент средствами), быстрого истощения земли при примитивных методах ее эксплуатации (что порождает необходимость периодических перекочевок в другое, еще не освоенное место) необходима общая организация работ на уровне общины. То есть, община нуждалась, в данном случае в организаторе работ, распределителе ресурсов и судьи в случаи наличия споров. Важно отметить, что внутриобщинные споры сложно решать с помощью оружия, так как это приводит к дезорганизации производства и, как результат, гибели общины, поэтому роль судьи, как мирового арбитра, являлась ключевой.

Не менее важна для внутриобщинного мира объединяющая общину идея по принципу «мы - свои» - «они - чужие». На данном этапе истории человечества данную функцию выполняет общинный культ, который поддерживался шаманом.

Кроме собственно внутренних задач, в территориальном кластере, которые составляют независимые соседствующие общины, появляются внешние задачи по разделению ограниченных ресурсов между соседствующими общинами. Причем, если внутриобщинные споры не решались с помощью оружия, для межобщинных споров военное решение вопросов вполне приемлемо и широко применялось. Но не было единственным. Наравне с военным противостоянием, возможны дипломатические переговоры с поиском приемлемых компромиссов. Таким образом, община нуждалась в военном и дипломатическом руководителе.

Таким образом, на стадии общинного строя зарождается новый общественный уклад – общинное управление. С типологической точки зрения – это крупно товарный общественный уклад в сфере общественной службы. Общинное управление имеет следующую иерархию ролей в общественном управлении: руководители – в данном случае общинный вождь и шаман, управляющие – главы семейств и поданные – взрослые общинники.

Общинный вождь и шаман являются руководителям и распределителем работ, судьей и военным командиром. Мы не знаем наверняка, кто и как становился общинным вождем. Однако анализируя сохранившие в последующие эпохи обычаи, которые есть рудимент старых общественных отношений (вече, войсковой круг, тинг), можно предположить, что общинный вождь избирался главами семейств. Не ясен вопрос с материальной компенсацией (бенефиции) вождю за управление. С большой долей вероятности можно предположить, что главы семейств в добровольном порядке, освещенном традициями, выделяли продукты для вождя и членов его семьи, а также оказывали услуги в форме отработок на его участке, аналогично как это делали много позднее вассалы в пользу сюзерена. То есть, подати как форма обязанности в общественном управлении еще находилась в зачаточном состоянии.

Главы семейств, как руководители среднего звена, принимали участие в управлении в форме совещаний и выборов, а также выполняли функции командиров подразделений на войне, бригадиров на стройке и общественных работах. Никаких материальных бенефиций они не имели.

Взрослые общинники в общинном управлении выполняли роль подданных и были обязаны ему повинностью. Повинность – это первая по времени формирования форма обязанностей в общественном управлении. Она включала воинскую повинность (все взрослые общинники-мужчины являлись воинами под руководством глав семейств и вождя в боевом противостоянии), хозяйственную повинность (совместная расчистка участков, охрана посевов и скота, строительство общих зданий и культовых сооружений).

Внешняя территориальная структура при общинном строе включает в себя соседствующие общины на расстоянии пешеходной доступности. Более дальние общины взаимодействуют между собой только опосредованно.

Возможны были такие виды соседства:

· соседские общины находятся на схожем этапе развития – то есть, местоположение внутри единого массива общин

· соседствующие роды находятся на более низком, первобытном этапе развития – роды охотников и собирателей – то есть, местоположение на границе массива общин.

Каким же образом формировалась внешняя территориальная структура. Из общих соображений ясно, что передовые методы хозяйствования появляются первоначально в каком-то одном месте, а затем распространятся среди соседей со схожими условиями проживания путем горизонтального переноса навыков. Каким образом новые технологии могут распространиться на соседей.

Первый метод – это естественных рост. Община может включать в себя только ограниченное число членов, поэтому, в благоприятных условиях хозяйствования, при быстром росте населения общины должны разбиваться на части с формированием новых дочерних общин. Естественно, дочерним общинам доступны все новые технологии и, поэтому, они приобретают все черты родительской общины. Можно предположить, что сохраняются и межличностные связи.

Второй метод – вытеснение первобытных родов общинами. В одних случаях первобытные роды уходят со спорной территории на земли, наверное, менее благоприятные для охоты и собирательства, но не пригодные для примитивного земледелия и скотоводства – вглубь леса, в степь или саванну, в тундру или побережье. В этом случаи общины не претендуют на эти земли и взаимоотношения общин и первобытных родов становятся индифферентными (отсутствует конфликт). В других случаях роды ассимилируются общинами путем обмена женами/мужами и становятся неотъемлемой частью общин. Наконец, самые «неуступчивые» роды физически истреблялись.

Третий метод – усвоение первобытными родами новых методов хозяйствования, и как результат, формирование сильной общины, способной противостоять натиску соседей. Общины заинтересованы получать жен/мужей от неродственных соседей. Как результат, происходит обмен людьми и, что самое главное, методами и приемами хозяйствования (новые виды орудий, семена, скот). Именно с помощью такого горизонтального переноса распространяются полезные навыки.

Можно оценить скорость распространения полезных навыков на примере из других времен. Американские индейцы не знали домашнего скота, поэтому европейцы на лошадях имели большое военное преимущество. Но прошло всего несколько десятилетий и индейцы не только смогли приручить одичавших лошадей, утерянных европейцами, но и освоить такой сложный военный прием, как бой и охота в конном строю. Нет оснований сомневаться, что распространение навыков земледелия и скотоводства, несколько тысяч лет назад, тоже распространялось взрывным образом. Единственным ограничением являлось несоответствие природных условий первоначальным условиям хозяйствования. Но и эта проблема постепенно, возможно более медленно, но решалась. Там, например, появились пришедшие из Передней Азии зерновые в Центральной и Восточной Европе, в тех районах, где они в природе не растут.

Необходимо отметить и обратное влияние общинного строя на первобытные рода, которые не могли, по естественным причинам, перенять производственные навыки (например, рыболовы побережий, непригодных для земледелия или охотники в окрестных, трудно разрабатываемых лесах), но находятся в тесном контакте с соседствующими общинами. Так как они могли предложить соседям-земледельцам продукты, которые они не производят, начинается первичный обмен товарами. Первобытные рода получают как земледельческие продукты, так и навыки, и орудия, разработанные земледельцами. Как результат первобытные рода повышают производительность своего труда за счет более передовых орудий лова и более разнообразного питания. Вслед за этим и у данных родов начинает формироваться заимствованная от земледельцев общинная структура: общины – семьи – вожди – общинники.

То есть, общинный строй постепенно охватывал все взаимодействующие общины, даже не достигшие нужного производственного развития.

Надо отметить, что в хозяйственном смысле соседние земледельческие общины независимы друг от друга – они не нуждаются в обмене продуктами, так как сами производят аналогичные. Но горизонтальные связи крайне существенны в другом смысле. Соседствующие общины конкурируют друг с другом за пригодные земельные участки. Ситуация усложняется тем, что из-за примитивности методов хозяйствования, пригодных участков относительно мало и их надо все время менять, что приводит к непримиримым противоречиям между соседними поселениями. В условиях независимости общин такие противоречия часто разрешаются вооруженным путем. Но не всегда между соседними деревнями идет война. Как указывалось выше, некоторые соседние общины являются родственными в прямом смысле. Кроме того, война имеет смысл при противодействии слабому сопернику. В случае равенства сил, целесообразнее найти компромисс, так как война равных соперников – это война на уничтожение – сработает эффект «пирровой победы» - победитель не сможет воспользоваться преимуществами, так как понесет неприемлемые потери.

Таким образом, в структурном виде формируются массивы общин с единым общинным укладом, охватывающим все основные пригодные для производства территории. Общины внутри массива находятся в отношениях допустимого компромисса по хозяйствованию – имеют принятые границы владений. Это территории граничат с непригодными для земледелия и скотоводства землями, занятые общинами охотников и собирателей. Соседствующие общины охотников и собирателей в экономическом смысле (продуктообмен) зависят от соседей-общинников, хотя и в организационном плане полностью независимы.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие заключения:

Общинный общественный строй – это этап расцвета архаической общественной формации.

При общинном строе представлены два общественных уклада:

· общинное натуральное хозяйство, как форма натурального хозяйства,

· общинное управление и культ, как зарождающаяся форма крупно товарного общественного уклада в сфере общественной службы.

Социальная структура общинного строя включает:

· общинных вождей и шаманов в роли руководителей общинного управления,

· глав семейств в ролях хозяина общинного натурального хозяйства и советников в общинном управлении,

· общинников в роли работников общинного натурального хозяйства, исполнителей в общинном управлении.

Внутренняя территориальная структура сообществ при общинного строя включала:

· соседскую общину, как объект общинного управления

· семейства, как производственные единицы.

Внешняя территориальная структура: независимые соседствующие общины.

Необходимо отметить, что уже на этапе расцвета архаической общественной формации зародились основы ключевого общественного механизма и противоречия следующей властительской общественной формации – власть над людьми.

Общинный строй соответствовал достигнутому уровню производительных сил, породил их дальнейший рост, что, естественно, вступило в противоречие с ограниченными ресурсами для поддержания расширяющегося производства. Как результат очередного разрешения противоречия происходит переход к племенному строю, как завершающей стадии архаической общественной формации и предтечи властительской общественной формации.