Найти тему
VK Play

Своевольные гномы: причины популярности Dwarf Fortress

Как два брата выпустили в Steam инди-стратегию 2006 года и за два месяца продали 600 тысяч копий

Стратегии бывают разные: в реальном времени и пошаговые, экономическо-политические и глобальные. Бывает, с первого взгляда и не скажешь, что за игра с точки зрения классификации. Dwarf Fortress — именно такой случай.

Dwarf Fortress — широко известная в узких кругах «инди-стратегия с ролевыми элементами», которую братья Тарн и Зак Адамс разрабатывают с 2002 года. Первая публичная альфа-версия (v0.21.93.19a) вышла 8 августа 2006-го.

За последующие годы игра была существенно доработана, но оставалась крайне сложной в освоении — чтобы понять происходящее на экране, требовалось пройти курсы по чтению «Матрицы» из ASCII-символов.

Вот так игра выглядела в 2013ом году
Вот так игра выглядела в 2013ом году

На протяжении всех этих лет — вплоть до актуальной версии — игра остается бесплатной для загрузки с официального сайта. Но недавно у Зака Адамса появились проблемы со здоровьем — потребовались деньги. Для Dwarf Fortress сделали интерфейс, в котором можно разобраться без тяжелых веществ, и выпустили игру в Steam. В России она стоит 810 рублей.

И внезапно нишевая стратегия продается тиражом в полмиллиона копий за первый месяц с момента релиза. А за второй ее покупают еще больше ста тысяч раз. Почему так?

Steam-версия игры v50.05, вышедшая 6 декабря 2022
Steam-версия игры v50.05, вышедшая 6 декабря 2022

Dwarf Fortress — глубокая и комплексная игра и среди геймеров неофициально считается самой сложной в жанре. Игрок, как следует из названия, управляет крепостью дворфов. Ее нужно превратить в островок процветания и благоденствия в жестоком и непредсказуемом окружающем мире.

В начале каждой партии генерируется новый мир, в котором дворфам предстоит выживать. Так как они — подгорный народ, то и крепость строится «вверх ногами». Вместо наполнения рвов крокодилами и возведения стен с бойницами персонажи закапываются под землю. Игрок планирует на карте расширение каждого этажа подземелья, решая, где поставить важные постройки для работы с ресурсами, а в каком месте сделать переход на уровень ниже.

Правитель может сконцентрироваться на построении наиболее эффективных производственных цепочек, чтобы обеспечить жителей крепости едой, одеждой и инструментами. Или сосредоточиться на создании уникальных артефактов, превосходящих характеристиками обычные предметы.

Например, ворота и люки, в которые встроен подходящий артефакт, становятся неразрушимыми. Мебель-артефакт удовлетворит самые изысканные потребности, а легендарное оружие дает тройной бонус к точности атаки.

Игрок может прокладывать запутанные лабиринты и заманивать в них монстров или сконцентрироваться на раскопках руды. А может развить поселение до статуса метрополии, чтобы Монарх дворфов почел за честь мигрировать в эту крепость из столицы всего государства.

Однако даже самая процветающая крепости может прийти в упадок и в итоге разрушиться. Чаще всего это происходит по двум причинам.

Первая — невнимательность игрока. В разных слоях земли залегают грунтовые воды и лавовые потоки. Если не учитывать этот фактор и не принимать своевременные меры для обхода или защиты, вода и лава затопят все уровни подземного замка, сделав его непригодным для жизни.

Затопление шахты
Затопление шахты

Вторая — монстры, которые могут прийти как с поверхности земли, так и из лавовых недр, где их случайно откопают шахтеры. Сражения — важнейшая часть жизни дворфов после строительства шахт. И только в боях персонажами можно управлять напрямую, отдавая приказы отрядам. Но это не всегда помогает им выдержать нападение.

Кроме внешних факторов, есть и внутренний — характер каждого дворфа. Он влияет на поведение жителя и работоспособность и может самым неожиданным образом нарушить жизнь в крепости. Но может и, напротив, улучшить экономические показатели общины.

При создании мира игрок задает не только размер карты и объем ресурсов, но и количество виртуальных лет, которые пройдут до того, как управление перейдет к игроку. За это время формируются легенды, пишутся поэмы, появляются герои и артефакты — культура дворфов развивается.

Создание мира в Dwarf Fortress
Создание мира в Dwarf Fortress

Любое событие в мире Dwarf Fortress отражается в индивидуальном «досье» каждого персонажа. Какие поэмы он помнит наизусть, какую еду предпочитает, с кем дружит, а на кого обижен — и еще десятки деталей. Эти черты определяют образ жизни дворфа, его работоспособность и отношения с братьями по лопате.

Можно встретить дворфийку, которая с трудом подбирает слова в разговоре, нетерпелива и раздражительна. Она стала такой, когда увидела труп товарища, растерзанного кобольдами. Но в 165 лет она заводит роман с другим дворфом. Новое счастье повышает продуктивность, и в какой-то момент это помогает ей найти залежи редких минералов, увеличивших доходы всего подземелья.

Карточка персонажа в Dwarf Fortress
Карточка персонажа в Dwarf Fortress

Dwarf Fortress оказалась неисчерпаемым источником уникальных игровых ситуаций. Игроки делятся на форумах профилями смешных персонажей и пересказами абсурдных историй. Достаточно прочитать хотя бы дюжину рассказов — и вам сразу же станет понятна причина успеха игры.

Например, отряд под управлением одного из игроков в ярости бросился в подземелье гоблинов и порвал всех обитателей на лоскуты. Оказалось, что гоблины украли носки дворфов, пока те дремали после обеда.

У другого геймера два дворфа-доктора поженились прямо во время атаки гоблинов на крепость, потому что влюбились, увидев друг друга перепачканными в крови. Венчал их друг-медбрат, после чего молодожены вернулись к прерванной хирургической операции, зная, что умрут уже не одинокими.

В некотором роде Dwarf Fortress повторяет формулу The Sims — она позволяет игроку смоделировать быт группы существ и наблюдать, как те будут действовать в сложившихся условиях. Используя доступные ресурсы, можно корректировать развитие и превратить жизнь подопечных в рай — или обречь их на адские муки.

Может показаться, что это идеальная песочница. Но большие возможности достигаются большими вложениями сил и времени. Замена стены символов на вполне современную графику не сильно снизила порог входа — только

освоение управления и изучение интерфейса займут несколько часов.

Вы прочитаете десятки статей о рудах и минералах, сможете без труда объяснить, чем гранат отличается от рубина и почему технология добычи золота и железа никак не подойдет для раскопок олова и уж тем более угля.

"Краткие" схемы обработки минералов
"Краткие" схемы обработки минералов
"Краткие" схемы фермерства
"Краткие" схемы фермерства

Чтобы сделать хотя бы один носовой платок, придется построить, снабдить материалами и работниками прядильный, ткацкий и красильный станки. Параллельно придется учитывать изменение погоды, залегание грунтовых воды, запоминать жилы с самой ценной рудой и следить за психологическим состоянием каждого дворфа.

Эта скрупулезность может пугать, но на деле затягивает и является еще одной причиной популярности Dwarf Fortress. Игра дарит насыщенный игровой опыт тем, кто готов потратить время на изучение всех тонкостей и скрытых связей.

Даже если вы не фанат кропотливого менеджмента ресурсов и производственных цепочек, подземелий и дворфов, а главное — боитесь трехзначного счетчика часов в Steam, мы все же советуем хотя бы попробовать. Dwarf Fortress слишком необычна, чтобы пройти мимо.