В Министерстве обороны России опубликовали рассказы командиров отделения национальной гвардии Украины, которые попали в плен. Военные рассказали о ситуации в зоне спецоперации, мародерстве среди солдат, алкогольной зависимости и том, как многие нежелающие сражаться пытаются сбежать от своих обязанностей.
Богдан Шкурли объяснил, что занимаемые его бойцами позиции были под сильным обстрелом, а на окопы с дронов падали дроны. Когда солдаты поняли, что попали в окружение, решили выйти и сдаться.
По его словам, многие военные надеялись получить легкое ранение, чтобы завершить военную службу.
"Некоторые надеются, что получат осколок в руку, в ногу, пойдут на месяц на больничный, а там будут думать", - отметил он.
Шкурли признал, что мародерство было распространенно среди бойцов, причем военные выносили из домов самые разные вещи.
"Постираться надо, зашли в дом, узнали, что люди уехали, не будут возвращаться, взяли стиралку. (...) Каждый чуть-чуть. Приезжали, выносили. В основном технику, котлы, мебель", - объяснил украинец.
Также он рассказал о том, что алкоголь "почти все употребляли", были и случаи использования наркотиков.
"Потребление наркотиков было. Летом получилось добыть, пошел на пост, с поста пришел. Были такие случаи, в основном траву", - добавил военнопленный.
Другой командир отделения нацгвардии Дмитрий Шитра заявил, что не хотел идти на позиции, однако ему сказали, что вскоре его поменяют. Когда российские военные подошли к позициям, он принял решение сдаться.
"Жизнь дороже. Мы вышли, нас проверили, карманы, чтобы ничего лишнего не было. Отвели, в машину посадили. Был среди нас хлопчик раненый, перевязали, потом, когда приехали к вашему вышестоящему руководству, ему дали медицинскую помощь, обработали рану, сделали как положено", - рассказал военный.
Он согласился со словами Шкурли о том, что многие не хотят воевать.
"Много, кто не хочет воевать и хочет писать отказ. Но у нас пишешь отказ, сразу тюрьма, от пяти до десяти лет. Ребята как-то стараются обходить. Были товарищи, которые написали (отказ) и уехали, дальнейшая судьба - даже не знаем. Я сам тоже хотел, думаю, плюну, хрен с ним", - добавил сдавшийся в плен Шитра.
Он считал, что сможет отстоять на позициях два дня, а потом напишет отказ.
"В тюрьму хоть ко мне жена будет приходить, когда свидания дают, а не на могилу. У нас не хватает офицеров", - добавил он.
По его словам, командование плохо относилось к подчиненным и бросало их на произвол судьбы.
"Танк так лупит, так работает, что не передать. Минометы тоже попадают, хорошо бьют. В окопы прилетало так, что мама не горюй", - объяснил ситуацию военный.
Спецоперация России по защите Донбасса
ДНР и ЛНР заявили об обострении ситуации в Донбассе 17 февраля. Тогда же там объявили об эвакуации населения.
Главы республик 21 февраля обратились к Путину с просьбой признать их независимость. Президент провел заседание Совбеза, после чего признал ЛНР и ДНР. С обеими республиками были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве, которые позже ратифицировали Госдума и Совфед.
Через два дня главы ДНР и ЛНР обратились к Путину с просьбой помочь отразить агрессию Киева для недопущения гуманитарной катастрофы и жертв среди гражданских. На следующий день, 24 февраля, российский лидер обратился к нации и объявил о начале спецоперации на Украине по защите Донбасса.
Путин и главы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей 30 сентября подписали договоры о вхождении этих регионов в состав Российской Федерации.