Мой личный опыт, который сэкономит ваше время и деньги.
Друзья, как коллекционер с большим стажем, я точно знаю, что погружение в мир антикварного и винтажного текстиля
требует определенных знаний и навыков.
Далеко не на поверхности порой лежат сведения о той или иной вещи. Не каждый продавец разбирается в своем товаре.
Сложно найти качественную объёмную информацию.
К сожалению, из современной жизни практически уходит навык и понимание сути ручной работы и не только в текстиле. Я не говорю здесь о высокой моде - речь о простой человеческой обыденности.
Повсеместно исчезают целые промыслы. Ручной труд заменяют машины, и он обесценивается. Уходят старые мастера, новых всё меньше...
Однако, нас всё равно привлекают красота и редкость вещей.
Так давайте же вместе разберемся в некоторых нюансах того, как сэкономить и даже приумножить деньги на своем увлечении.
Антиквариат или винтаж?
Безусловно, антикварный текстиль привлекательнее с точки зрения коллекционирования. Таковым у нас можно считать вещи, созданные более чем 60 лет назад. Нижней границы нет - чем старше, тем лучше.
Это логично, потому что вещей, 17-18 веков или более ранних уже довольно сложно встретить в продаже, большинство из них находятся или в музеях, или в частных коллекциях. Немного проще с изделиями 19 века. Еще немного проще с веком двадцатым.
Но чем выше возраст изделия, тем выше его эксклюзивность, т.к. выше уровень его исполнения, тоньше работа.
Люди во все времена предпочитали вещи редкие, а за кружево и вышивку в 17-18 веках отдавали целые состояния.
Состояния отдают и сегодня: многие знаменитости по сей день включают именно антикварное кружево в свои наряды, в том числе свадебные. Ярким примером служит свадебный наряд Грейс Келли, в котором она выходила замуж в 1956 году. На его изготовление пошло 300 метров 125-летнего брюссельского кружева, которое, как самую дорогую часть наряда невесты оплатил ее будущий супруг, князь Ренье. Над нарядом трудились более 30 человек в течение 6 недель.
Ценообразование на эксклюзивные текстильные предметы довольно индивидуально, у него нет четких критериев - у разных продавцов цена может быть различной: она учитывает рыночную, даже аукционную, если таковая цена на конкретный предмет существует, все расходы на его приобретение и доставку, атрибуцию, реставрацию и пр.
Но коллекционеры также могут запросить и ту цену, за которую они могут себе позволить расстаться с каким-то предметом. Это вполне нормально, т.к. антикварное кружево и вышивка не дешевеют и их не становится больше,
а настоящему коллекционеру приходится затрачивать огромное количество сил, средств и времени на поиск и изучение редкостей для своей коллекции. Этот процесс не заметен для покупателя, но для коллекционера имеет большое значение.
Главное: хороший антикварный текстиль никогда не будет дешеветь.
Полезно хотя бы в общих чертах представлять себе виды и типы вышивки и кружева прежних веков, его трудоемкость и ценность.
Ведь хорошо известно, как затратно, со всех точек зрения, обходилось в прежние века производство такого товара.
Для примера отмечу, что в 18 веке над комплектом валансьенского кружева из воротника и пары манжет мастерица могла трудиться целый год.
Что касается антикварного машинного кружева, которое появилось с начала 19 в., можно сказать, что оно также является значительной ценностью, несмотря на то,
что не выполнялось вручную. Дело в том, что машины для его производства отличались большой сложностью и требовали значительного ручного труда в обслуживании и подготовке производства. Раннее машинное кружево довольно дорого и порой может быть схожим по цене с некоторыми экземплярами хорошего кружева ручной работы.
Продавцы.
Важно понимать, у кого именно вы приобретаете антикварный текстиль. Полезно оценить, насколько продавец "погружен" в эту тему, как давно он занимается антикварным текстилем и какие отзывы имеет.
Как выглядит описание, насколько детально прописаны характеристики изделий: подробные данные позволяют в случае необходимости достаточно быстро сориентироваться по поиску аналогичных изделий в книгах или интернете, и уточнить для себя какие-то важные нюансы.
В этом случае у вас меньше шансов купить подделку.
Продавцы, предлагающие "эксклюзив" наряду с множеством другого разномастного товара, чаще всего недостаточно хорошо разбираются в кружеве и вышивке, их "атрибуция" делается абсолютно неверно, доверять ей не приходится.
Научитесь хотя бы немного разбираться в разнице между ручной и машинной работой в текстиле, т.к. от способа изготовления напрямую зависит цена. Неопытному человеку стоит обратить внимание на изнанку и рассмотреть изделие с помощью лупы.
Если вы уже достаточно хорошо разбираетесь в вопросе. и встретили какую-то интересную вещь по ультранизкой цене, это означает, что либо продавец вообще не понимает, что продает, либо здесь предполагается обман. Хорошие вещи не могут стоить дешево. Опытный продавец никогда не станет сознательно их обесценивать. В том числе и потому, что таким образом обесценивается не только сама вещь, но и отношение покупателя к ней в дальнейшем.
Коллекционеры же заинтересованы в сохранении этого культурного наследия.
С большой осторожностью советую покупать изделия, которые продавец решил "улучшить" перед продажей, чтобы получить большую цену.
Как правило, этот процесс приводит только к ухудшению их состояния, часто безвозвратному. Такая работа требует большого опыта, который есть далеко не у всякого человека.
Покупая испорченную вещь в надежде ее спасти, вы можете просто выбросить деньги на ветер.
Часто продавцы скрывают значимые дефекты: пятна, разрывы и т.п. Или "вуалируют" эту информацию. Полезно запросить дополнительные фотографии предмета, видео при хорошем освещении, фото изнанки. Дополнительная информация часто оказывается не лишней и может уберечь вас от неразумной траты денег.
Дешевизна может также указывать на подделку, о которой, правда, продавец может и не догадываться. Вот как, например, выглядит дешевая подделка вышивки в стиле аппликации от Мадейры и ее оригиналы, для сравнения, и современная цена на скатерть и плейсмат подобной работы, созданная на одной из фабрик в Фуншале. Разница в выполнении вышивки очевидна.
Реставрация и улучшения.
Оцените состояние изделия и свои силы в его реставрации, если сочтете таковую необходимой. Не всякое кружево и вышивку, ткань возможно восстановить, а реставрационная работа довольно дорога.
К примеру, зачастую бисер, которым с помощью люневильского крючка расшиты антикварные сумочки, требует сплошного укрепления на основе, а это означает, что каждую бисерину требуется заново пришить. И такая непростая работа будет стоить точно дороже самой сумочки, иногда в несколько раз, это еще если найдется хороший мастер. Но в противном случае при неосторожном обращении можно лишиться сразу больших участков бисерной вышивки. Такие вещи лучше учитывать сразу.
Реставрировать или нет?
Как правило, коллекционные предметы не реставрируются в том случае, если не предполагается их носить или пользоваться ими как-то иначе для своих личных нужд.
То, что представляет собой музейную ценность, зачастую вообще лучше не чинить и не стирать самостоятельно. А в реставрации существует принцип: переделку должно быть легко отменить.
Но иногда вещи приходится просто спасать. Я приведу здесь свой собственный пример реставрации большой салфетки с редкой вышивкой в стиле
декоративной русской глади (русские швы). К сожалению, в нашей стране отношение к текстилю исторически сложилось не лучшим образом. Многие прекрасные предметы
пережили тяжелые времена и в большинстве своем выглядят совершенно печально. Однако, настоящий коллекционер всегда заметит подлинную красоту и будет бороться за нее, давая редкому изделию новую жизнь.
Винтаж - это, соответственно, весь тот текстиль, который был создан в период последних 60 лет.
Первая группа:
Среди винтажных изделий ручной работы, созданных в этот период в нашей стране, еще порой встречается интересный, выразительный текстиль, созданный еще профессиональными мастерами различных промыслов, где заботились о качестве и разнообразии продукции и соблюдали традиции. Именно такие вещи представляют ценность для коллекционера. По крайней мере, художественную.
Но тут необходимо здраво оценивать и состояние изделия: чем оно более сохранно и масштабно по количеству работы, тем больше будет стоить.
Особенно редкие и уникальные вещи в этом разделе стоят порой довольно дорого. Но они и максимально интересны.
Чтобы знать, что именно стоит искать в этой категории, можно почитать книги о народных промыслах середины прошлого века. Все они содержат хорошую информацию и иллюстрации.
Заграничный винтажный текстиль, как правило, бывает в лучшем состоянии. Прекрасно встретиться с винтажными изделиями отличной ручной работы от известных европейских мануфактур: вы совершенно точно сможете приобрести их в хорошем состоянии и по выгодной цене. Современные изделия сохранившихся до наших дней мануфактур стоят гораздо больших денег. Столовое белье, кружево и миниатюрную вышивку я бы особо рекомендовала.
Вторая группа:
Однако, в большинстве своем, на рынке представлены малоценные вещи разной степени сохранности.
Если вы просто хотели бы украсить дом какими-то знакомыми с детства элементами декора - шторками, скатертями или салфетками, вы без особого труда найдете недорогие более или менее чистые и целые вещи с кружевом и вышивкой.
Коллекционной ценности они иметь не будут: массовость, однотипность и зачастую не очень профессиональная работа - признаки совсем недорогих вещей.
На рынке, например, много схожего по узорам, распространенного кружева крючком в разном состоянии - подзоры, рушники, салфетки... Много изделий, вышитых крестиком по очень распространенным схемам советского времени. Скатертей, связанных крючком.
Я рекомендовала бы, если уж понравятся, приобретать только изделия максимально хорошо сохранившиеся и качественной работы.
Но что стоит покупать - это неплохие небольшие винтажные изделия коклюшечного кружева.
Мерное кружево ручной и машинной работы прошлых лет. Небольшие серийные коклюшечные столешники. Они бывают недороги. Что выгодно отличает цену их от изделий современной работы.
Стоит обращать внимание на небольшие, но качественно вышитые вручную изделия филейно-гипюрной, строчевой вышивки, художественную гладь, картины с редкими интересными сюжетами или техниками исполнения.
Кстати, я бы рекомендовала еще приобретать столовый жаккард стопроцентного льна от известных советских мануфактур. Иной раз можно встретить изделия великолепного качества и в состоянии новых.
Подпишитесь на мою страницу, и вы сможете прочесть много интересного не только о европейском, но и о русском кружеве и вышивке.
Например, как оно создавалось и продавалось в прошлом. О некоторых хитростях и уловках продавцов кружева и о том, как они запутали наших современников. )
О моей личной коллекции и о предметах, которые вы можете приобрести (и как их увидеть), если долгое самостоятельное изучение темы - на ваш выбор.