Контроль ради контроля не существует. Контроль необходим для достижения целей МО.
ТЕРМИНЫ
- Качество медицинской помощи
- Качество медицинской деятельности
- Качество деятельности медицинской организации
- Безопасность медицинской деятельности
- Экспертиза качества медицинской деятельности
- Критерии качества медицинской помощи
ФЗ-323, статья 2
качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих
- своевременность оказания медицинской помощи,
- правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи,
- степень достижения запланированного результата;
медицинская деятельность – профессиональная деятельность
- по оказанию медицинской помощи,
- проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
- профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
Безопасность медицинской деятельности - совокупность характеристик, отражающих безопасность составляющих медицинскую деятельность работ (услуг), ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, безопасность медицинских изделий, лекарственных средств, условий оказания медицинской помощи. // Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»
Предлагаемая система оценки качества:
Двоичная система
для системы внутреннего контроля качества и безопасности:
- ДА - наличие, соответствие, правильное выполнение и т. д.
- НЕТ - отсутствие, несоответствие, неправильное выполнение, незнание и т.д.
Цель деятельности МО: снижение рисков при достижении целей МО.
Цели МО:
- стратегические цели (в том числе, повышение качества МП и увеличение привлекательности МО для пациентов);
- операционные цели (в том числе, увеличение потока пациентов, увеличение показателей дохода и финансового результата);
- цели в области подготовки отчетности (в том числе, надлежащее оформление медицинской и финансовой документации);
- цели в области соблюдения законодательства (в том числе, соблюдение нормативных актов Минздрава России при исполнении бизнес-процессов).
«Риск-менеджмент» в МО
Этапы:
- Выявление риска (нарушений при оказании МП) и оценка вероятности его реализации и масштаба последствий, определение максимально возможного убытка для достижения целей МО.
- Выбор методов и инструментов управлениями выявленными рисками.
- Разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий.
- Реализация риск-стратегии.
- Оценка достигнутых результатов и корректировка риск-стратегии.
Система менеджмента качества и внутренний контроль имеют различия в целях:
- общее - развитие МО и улучшение качества МП,
- НО для ВКК и БМД цель - соответствие нормативно-правовым требованиям.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Контроль за соблюдением лицензионных требований
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
1. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:
- государственный контроль;
- ведомственный контроль;
- внутренний контроль.
2. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
- соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
- определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
- соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
- создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
- создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
- Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ)
- КТО осуществляет контроль?
- КАК осуществляется контроль?
- ЗАЧЕМ осуществляется контроль?
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»
Внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее – Комиссия (Служба) включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее – Уполномоченное лицо).
В медицинской организации Уполномоченное лицо – уровень заместителя главного врача
(«Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя»).
В каких медицинских организациях?
Внутренний контроль осуществляется организациями
- государственной,
- муниципальной и
- частной систем здравоохранения соответствии с настоящими Требованиями
- для осуществления мероприятий внутреннего контроля могут привлекаться научные и иные организации, ученые и специалисты.
МО разрабатывает положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в зависимости от видов и форм оказания МП):
- функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля;
- цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля;
- основания для проведения внутреннего контроля;
- права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля;
- порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;
- порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи
- необходимого объема и надлежащего качества
- в соответствии с порядками оказания медицинской помощи,
- с учетом стандартов медицинской помощи и
- на основе клинических рекомендаций,
- а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
Направлен на решения задач
- совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;
- обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;
- обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- обеспечение и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
- обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, стандартов медицинской помощи;
- обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с ФЗ-323
- обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям N 203н
- выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;
предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:
- несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;
- невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
- несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;
- принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании ФЗ-326;
- принятии управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности.
Совокупность рисков и угроз в правовом обеспечении
По основанию отношения причастных лиц к таким исходам обоснованно выделять следующие виды негативных исходов:
- ошибки (разовые невиновные деяния) государственного управления в сфере здравоохранения;
- действия в рамках государственного управления в сфере здравоохранения, повлекшие существенные негативные последствия и совершенные по неосторожности (по легкомыслию или небрежности);
- действия в рамках государственного управления в сфере здравоохранения, повлекшие существенные негативные последствия и совершенные по халатности;
- преступные умышленные действия (с прямым или косвенным умыслом) субъектов (акторов) государственного управления в сфере здравоохранения, повлекшие существенные негативные последствия для этой сферы;
- несчастное стечение обстоятельств непреодолимой силы и т.д.;
- влияние внешних дефектов (действия органов государственной власти, деятельность фармацевтических компаний, компаний-производителей и поставщиков медицинских изделий и техники, деятельность лоббистов и др.)
Уголовно-правовое и административно-правовое регулирование безопасности медицинской деятельности
Ряд гарантий (для пациентов и для окружающих их лиц) безопасности оказания МП содержится в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ:
статья 123 «Незаконное проведение искусственного прерывания беременности»,
статья 124 «Неоказание помощи больному»,
статья 124.1 «Воспрепятствование оказанию МП»,
статья 125 «Оставление в опасности»,
статья 128 «Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»,
статья 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»,
статья 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»,
статья 235 «Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности»,
статья 235.1 «Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий»,
статья 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»,
статья 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей»,
статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»,
статья 238.1 «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»,
статья 314 «Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера»,
статья 327.2 «Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий» и др.
Статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ:
статья 6.2 «Незаконное занятие народной медициной»,
статья 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»,
статья 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»,
статья 6.9.1 «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»,
статья 6.28 «Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий»,
статья 6.29 «Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности»,
статья 6.30 «Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении МП в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП и Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП»,
статья 6.31 «Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов»,
статья 6.32 «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности»,
статья 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных ЛС, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» и др.
- оценка качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок; (соблюдение порядков и стандартов, проведения медэкспертиз, медосмотров и т.д., платных медуслуг, Программы госгарантий)
- сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ; (например: уровень заболеваемости, инвалидизации, смертности на дому, уровня госпитализации прикрепленного населения, расхождения диагноза и т.д.)
- учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи); (например: случаи временной утраты трудоспособности, потреб. доп. лечения, развитие жизнеугрожающих состояний, смерть)
- мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций; (порядок закупки лекарств, медизделий, оборудования и их перечень)
- анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;(приказы главного врача о лекарственной безопасности, наличие извещений и соблюдения правильности заполнения инструкции о нежелательной реакции и порядке сбора информации) ПРОВЕРКА НЕ РЕЖЕ, ЧЕМ 1 РАЗ В КВАРТАЛ
- анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (приказы главного врача по вопросам контроля качества и безопасности обращения медизделий, соблюдение правил эксплуатации) ПРОВЕРКА НЕ РЕЖЕ, ЧЕМ 1 РАЗ В КВАРТАЛ
- мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста.
Внеплановые (целевые)
- при наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, в том числе установленной в результате проведения плановой проверки;
- при поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи, а также жалоб по иным вопросам осуществления медицинской деятельности в медицинской организации, содержащим информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и здоровью граждан;
- во всех случаях: летальных исходов, внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством.
Плановые проверки
- проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым руководителем медицинской организации, не реже 1 раза в квартал.
Комиссия (Служба) и уполномоченное лицо имеет право:
- осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности структурных подразделений медицинской организации;
- знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом внутреннего контроля, в том числе с медицинской документацией, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
- знакомиться с результатами анкетирования и устных опросов пациентов и (или) их законных представителей, членов семьи пациента, работников медицинской организации, а также результатами анализа жалоб и обращений граждан;
- доступа в структурные подразделения медицинской организации, а также в здания, строения, сооружения, помещения, к используемому оборудованию и транспортным средствам;
- организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок.
Проверки ВнК предусматривают оценку показателей:
1. наличие в медицинской организации нормативных правовых актов (в том числе, изданных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления), регламентирующих вопросы организации медицинской деятельности, включая:
- преемственность оказания медицинской помощи на всех этапах оказания медицинской помощи, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- маршрутизацию пациентов, включая организацию консультаций, дополнительных методов обследования в иных медицинских организациях;
- перевод пациента в другие медицинские организации, включая перечень медицинских показаний и медицинские организации для перевода
2. обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии
- с порядками оказания медицинской помощи,
- с учетом стандартов медицинской помощи,
- на основе клинических рекомендаций
3. обеспечение взаимодействия медицинской организации с медицинскими организациями, оказывающими скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, центрами медицины катастроф;
- передача информации из медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, центров медицины катастроф;
- ведение медицинской документации медицинскими работниками скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, центров медицины катастроф и медицинскими работниками медицинской организации, в которую осуществляется медицинская эвакуация пациента, включая журналы поступления (в электронной форме при наличии);
4. соблюдение безопасных условий при транспортировке пациента (в пределах медицинской организации и (или) переводе в другую медицинскую организацию);
5. Обеспечение преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах (в том числе при переводе пациента, выписке из медицинской организации, передаче дежурства и иных обстоятельствах) с соблюдением требований к ведению медицинской документации;
6. обеспечение получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи;
7. наличие локальных нормативных актов, регламентирующих работу приемного отделения медицинской организации, в том числе при оказании медицинской помощи в экстренной форме (с учетом особенностей деятельности структурных подразделений);
8. осуществление сортировки пациентов при поступлении и (или) обращении в зависимости от тяжести состояния и перечня необходимых медицинских вмешательств;
9. обеспечение своевременного оказания медицинской помощи при поступлении и (или) обращении пациента, а также на всех этапах ее оказания;
10. обеспечение экстренного оповещения и (или) сбора медицинских работников, не находящихся на дежурстве (при необходимости);
11. обеспечение возможности вызова медицинских работников к пациентам, в том числе в палаты;
12. обеспечение оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме (ст. 79 ФЗ-323), включая проведение регулярного обучения (тренингов), наличие в медицинской организации лекарственных препаратов и медицинских изделий для оказания медицинской помощи в экстренной форме (например: разработать порядок действий персонала в случае жизнеугрожающих состояний пациентов или сотрудников в отделениях МО с необходимыми ресурсами (лекарственными препаратами и мед. изделиями) и план обучения.
13. обеспечение возможности круглосуточного проведения лабораторных и инструментальных исследований в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (в соответствии с порядками оказания медицинской помощи);
14. организация безопасной деятельности клинико-диагностической лаборатории (отделения), наличие системы идентификации образцов и прослеживаемости результатов;
15. обеспечение соблюдения врачебной тайны, в том числе конфиденциальности персональных данных, используемых в медицинских информационных системах медицинских организаций, при осуществлении медицинской деятельности;
16. обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, включая организацию мест ожидания для пациентов, законных представителей и членов семей пациентов;
17. осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов, в том числе:
- обеспечение контроля сроков годности лекарственных препаратов;
- обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения;
- хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных помещениях и (или) зонах для хранения;
- соблюдение требований к назначению лекарственных препаратов, а также учет рисков при применении лекарственных препаратов (в том числе аллергологического анамнеза, особенностей взаимодействия и совместимости лекарственных препаратов) с внесением соответствующих сведений в медицинскую документацию);
- осуществление контроля качества письменных назначений лекарственных препаратов, в том числе использование унифицированных листов назначения;
- организация лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе предоставление сведений о таких гражданах в Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, Федеральный регистр лиц, больных туберкулезом, Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающимии хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
18. осуществление мероприятий по обеспечению эпидемиологической безопасности, в том числе:
- профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (в том числе внутрибольничных инфекций);
- проведение микробиологических исследований (включая случаи подозрения и (или) возникновения внутрибольничных инфекций);
- организация дезинфекции и стерилизации медицинских изделий;
- обеспечение эпидемиологической безопасности среды (включая расчет потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах, контроль их наличия в медицинской организации;
- рациональный выбор дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции;
- обращение с отходами);
- соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств;
- обеспечение условий оказания медицинской помощи пациентам, требующим изоляции (с инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, особо опасными инфекциями), в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, санитарно-гигиеническими требованиями;
- соблюдение правил гигиены медицинскими работниками, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;
- профилактика инфекций, связанных с осуществлением медицинской деятельности, у медицинских работников (включая использование индивидуальных средств защиты);
- рациональное использование антибактериальных лекарственных препаратов для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний;
- проведение противоэпидемических мероприятийпри возникновении случая инфекции;
19. проведение мониторинга длительности пребывания пациента в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях; (предоперационный койко-день при плановом лечении, мониторинг сроков лечения в соответствии со стандартами)
20. подтверждение соответствия на всех этапах оказания медицинской помощи (включая применение лекарственных препаратов и медицинских изделий) личности пациента его персональным данным, содержащимся в том числе в документах, удостоверяющих личность (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, возраст), и в медицинской документации;
21. осуществление мероприятий по безопасному применению медицинских изделий, в том числе:
- применение медицинских изделий в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия;
- обучение работников медицинской организации применению, эксплуатации медицинских изделий;
Часть 3 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
22. осуществление мероприятий при хирургических вмешательствах (подготовка пациента к оперативному вмешательству, ведение пациента в периоперационном периоде, в палате пробуждения и послеоперационном периоде, при проведении перевязок) и профилактика рисков, связанных с ними, в том числе на основе клинических рекомендаций;
23. осуществление мероприятий по облегчению боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами
Пункт 4 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
24. осуществление мероприятий по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинской организации, в том числе:
- анализ случаев реакций и осложнений, возникших в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов;
- предупреждение развития реакций и осложнений, возникающих в связи трансфузией (переливанием)донорской крови и (или) ее компонентов;
25. осуществление мероприятий по организации безопасной среды для пациентов и работников медицинской организации, в том числе:
- создание рациональной планировки структурных подразделений медицинской организации (включая их размещение друг относительно друга, планировку помещений входной группы и приемного отделения, планировку внутри структурных подразделений);
- проведение мероприятий по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний;
- обеспечение защиты от травмирования элементами медицинских изделий;
- оснащение медицинской организации оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие и исправность систем жизнеобеспечения (включая резервное электроснабжение);
- соблюдение внутреннего распорядка медицинской организации;
- обеспечение охраны и безопасности в медицинской организации(включая организацию доступа в медицинскую организацию и ее структурные подразделения, предотвращение и принятие мер в случаях нападения на медицинских работников, угрозах со стороны пациентов или посетителей, в случаях суицида);
- соблюдение мероприятий по обеспечению безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение беспрепятственного подъезда транспорта для медицинской эвакуации на территорию медицинской организации;
- сбор и анализ информации обо всех случаях нарушения безопасности среды (включая падения пациентов) в медицинской организации;
Пункт 13 части 1 статьи 79, Пункт 9 стать 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-Ф3
26. осуществление мероприятий по обеспечению ухода при оказании медицинской помощи, в том числе:
- оценка риска возникновения пролежней;
- проведение мероприятий по профилактике и лечению пролежней;
- анализ информации о случаях пролежней;
- осуществление ухода за дренажами и стомами;
- кормление пациентов, включая зондовое питание
Контроль за трахеостомическими и эндотрахеальными трубками СОПы и их соблюдение!
27. организация мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни соответствующими структурными подразделениями медицинской организации (отделением (кабинетом) медицинской профилактики, центром здоровья, центром медицинской профилактики), в том числе информирование пациентов о методах профилактики неинфекционных заболеваний, основах здорового образа жизни;
Пункт 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ;
Части 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
28. организация мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний, в том числе:
- создание условий для раннего выявления онкологических заболеваний;
- проведение обучения медицинских работников по вопросам раннего выявления онкологических заболеваний;
- мониторинг своевременности установления диагноза онкологического заболевания, анализ эффективности деятельности по раннему выявлению, лечению онкологических заболеваний, диспансерному наблюдению за пациентами с онкологическими заболеваниями;
- информирование пациентов по вопросам раннего выявления онкологических заболеваний и диспансерного наблюдения;
29. организация работы регистратуры, включая:
- деятельность структурных подразделений регистратуры, в том числе "стойки информации", "фронтофиса", "картохранилища", контакт-центра, "call-центра";
- оформление листков временной нетрудоспособности, их учет и регистрация; предварительную запись пациентов на прием к врачу;
- прием и регистрацию вызовов на дом;
- соблюдение порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- систематизацию хранения медицинской документации и ее доставки в кабинеты приема врачей- специалистов;
- обеспечение навигационной информации для пациентов с учетом характера расположения помещений;
- взаимодействие регистратуры со структурными подразделениями поликлиники, детской поликлиники;
- коммуникация работников регистратуры с пациентами, в том числе наличие "речевых модулей" на разные типы взаимодействия, порядка действия в случае жалоб пациентов и конфликтных ситуаций;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н; от 23 ноября 2021 г. N 1089н; от 26 апреля 2012 г. N 406н
30. организация управления потоками пациентов, в том числе при первичном обращении:
- распределение потоков пациентов, требующих оказания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;
- направление пациентов в другие медицинские организации;
- маршрутизация пациентов в особых случаях: в период эпидемий гриппа, иных острых респираторных вирусных инфекций и других инфекционных заболеваний;
- порядок записи и отмены записи пациентов на прием при непосредственном обращении в поликлинику, по телефону, через медицинскую информационную систему;
- порядок уведомления пациента об отмене приема по инициативе организации;
31. обеспечение функционирования медицинской информационной системы медицинской организации, включая информационное взаимодействие с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, размещение в них сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
32. проведение информирования граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации;
33. организация проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации;
34. организация диспансерного наблюдения, в том числе за женщинами в период беременности;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 514н; от 20 октября 2020 года N 1130н
35. организация проведения вакцинации населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
36. осуществление мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации
37. обеспечение доступа работников медицинской организации к информации, содержащей клинические рекомендации, порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, а также осуществление мероприятий по информированию работников медицинской организации об опубликовании новых клинических рекомендаций, порядков оказания медицинской помощи и их пересмотре.
Приказ Минздрава РФ от 06.12.2021 N 1122Н;
Пункт 8 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
Организация системы ВКК в МО в соответствии с приказом 785н:
1. СОСТАВЬТЕ РЕЕСТР ПРОЦЕДУР И ПРОЦЕССОВ
- Определите, какие направления по внутреннему контролю качества и безопасности соответствуют вашей МО в соответствии с деятельностью, которая заявлена в лицензии.
- Разработайте таблицу из перечисленных 37 показателей, отражённых в пункте 17 Приказа № 785н. Их нужно соотнести с процессами и процедурами вашей организации.
2. Приказ о назначении ответственного по ВКК
- Положение о порядке организации и проведении внутреннего контроля
- Приказ о создании комиссии (СЛУЖБЫ) по ВКК и БМД
- Разделить функции службы по внутреннему контролю и ВК
Служба - исполнительный орган для постоянной работы по внутреннему контролю. Ее задача - проводить проверки, выходить в подразделения, изучать меддокументацию (п. 16 приказа 785н). Состав службы Минздрав не ограничил. МО вправе включить юриста, средний медперсонал, кадровых работников.
Врачебная комиссия - орган совещательный. Собирается по графику и принимает решение голосованием. В функции не входят проверка качества «на местах», поиск, запрос и анализ материалов, исследования и экспертизы. Врачебная комиссия работает по уже собранным материалам. Включать в нее можно только врачей.
- Согласуйте работу ВК и службы
Необходимо определить мероприятия внутреннего контроля, при которых работа службы и ВК пересекается. Это:
- работа с летальными исходами, меры по профилактике ИСМП,
- взаимодействие с контролерами и МСЭ,
- обработка жалоб,
- учет нежелательных реакций на ЛП, отчетность по ВКК.
По ним следует создать алгоритмы взаимодействия сотрудников МО.
- Внесение изменений в положения о ВК и службе
Последний этап - внести корректировки в локальные акты. Включить в положение о внутреннем контроле раздел «Порядок взаимодействия службы по контролю качества с врачебной комиссией МО».
Раздел о порядке взаимодействия с врачебной комиссией обязательный (п. 6 приказа № 785н). В раздел положения о врачебной комиссии (подкомиссии), который регламентирует функции, включить формулировку: «осуществляет организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности совместно со службой по контролю качества».
- Два подхода к роли врачебной комиссии во внутреннем контроле
1) Первый - создавать рабочие группы (комиссии) по разным направлениям, a врачебной комиссии передать вопросы верхнего уровня как высшему коллегиальному органу.
Подход позволяет привлечь к управлению качеством младший, средний и обслуживающий персонал, специалистов инженерного профиля, не ограничивать круг участников врачебным персоналом, использовать мультидисциплинарный подход.
2) Второй вариант - в Положении о внутреннем контроле отвести врачебной комиссии основную роль. Подход возможен, но не всегда обеспечивает эффективное управление качеством.
- Приказы главного врача по вопросам эпидбезопасности
- Программа обеспечения эпидбезопасности в МО:
- Комиссия по профилактике ИСМП (состав)
- СОПы по инвазивным процедурам, гигиене рук
- Порядок выявления, учета и регистрации ИСМП (включая информацию в открытом доступе)
- Микробиологический мониторинг (наличие лаборатории, оборудования, алгоритмов проведения МБМ)
- Порядок использования антибиотиков в МО (алгоритмы антибиотикопрофилактики и терапии)
- Порядок противоэпидемических мероприятий при эпидситуациях (кишечных инфекций, ИДП, особо опасных инфекций и аварийных ситуациях), наличие средств защиты и алгоритмы действий)
- Порядок дезинфекции и стерилизации
3. План плановых и внеплановых проверок:
Основные документы, которые Росздравнадзор запрашивает при проверках работы врачебной комиссии
- Приказ о создании и утверждении комиссии
- Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях)
- Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях) План работы на год
- План-график заседаний комиссии
- Протоколы заседаний комиссий
- Приказ об утверждении Журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий)
- Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий)
- Журналы учета клинико-экспертной работы и др. Отчеты о работе врачебной комиссии
- мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников.
- разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация;
- анализ результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности;
- обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего контроля;
Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом не реже 1 раза в полугодие, а также по итогам года формируется сводный отчет, содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, на основании которого руководителем медицинской организации при необходимости утверждается перечень корректирующих мер.
4. Структура сводного отчета о состоянии ВКК и БМД (раз в 6 мес.) и информации по внеплановым проверкам
Отчет должен обязательно содержать:
- дату
- Основание
- предмет проверки
- 2 квартальных мониторинга (показатели наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- соблюдения медработниками и руководителями медорганизаций ограничений при осуществлении профессиональной деятельности
- соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;
- информация о побочных действиях, нежелательных реакциях
- заключение
- выводы
- предложения по устранению нарушений
- план корректирующих мер
Отчет формирует уполномоченный по качеству раз в полугодие и по итогам года - п. 22 раздела III приказа785н.
Срок предоставления отчета - в течение 20 дней после окончания отчетного периода. Зам. главврача по качеству должен иметь его в наличии в комплекте отчетных документов по ВКК и БМД. Сводный отчет могут запросить проверяющие из Росздравнадзора в ходе плановой или внеплановой проверки. МО, которая не подготовит сводный отчет по ВКК и БМД, может оштрафовать Росздравнадзор.
Анализ других статистических данных: летальность, частота осложнений, текучесть кадров.
5. РАЗРАБОТКА ПЛАН-ГРАФИКА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ И ПРОЦЕДУР
В качестве основы для стандартизации регламентов системы ВКК можно взять процессный подход в управлении, лежащий в основе системы менеджмента качества (стандарт ISO 9001).
С помощью процессного контроля при стандартизации и управлении системой внутреннего контроля качества можно сократить документацию по внутреннему контролю, поскольку каждое направление можно рассматривать как процесс.
Стандарт на процесс будет содержать все нужные алгоритмы и стандартные операционные процедуры (СОПы) по соответствующему направлению внутреннего контроля качества. В итоге вместо сотни отдельных документов в организации будет порядка 25 стандартов по процессам и процедурам ВКК.
6. РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВКК, А ТАКЖЕ ПО ПРОЦЕССАМ И ПРОЦЕДУРАМ ВКК
- Чтобы провести стандартизацию каждого процесса (направления) ВКК и БМД, необходимо собрать рабочую группу и назначить ответственных за процесс лиц.
- В рабочую группу нужно включить специалистов, знающих особенности деятельности по контролируемому направлению.
- После стандартизации системы ВКК и БМД нужно разработать программу (план) мероприятий по внутреннему контролю.
Такая программа является обязательным документом.
7. РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЯ К ДОЛЖНОСТНЫМ ИНСТРУКЦИЯМ ПО ФУНКЦИОНАЛУ ВКК И ДОРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
- Приложения к должностным инструкциям разрабатываются на основе разработанных процессов и процедур по ВКК и БМД.
- При стандартизации процессов нужно точно определить исполнителей и ответственных лиц по этапам каждого процесса, проработать описание функций, показателей результативности и результаты по выполнению функций процесса.
- На основе разработанных процессов, процедур и должностных инструкций по внутреннему контролю качества нужно доработать положения о подразделениях.
8. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЦЕССАМ И ПРОЦЕДУРАМ
- Не реже одного раза в квартал следует проводить внутренние аудиты и совещания по анализу результативности процессов внутреннего контроля качества.
- В рамках требований Приказа № 785н следует составить программу внутренних аууитов на год и отчёты по проведённым внутренним аудитам в разработанными в них корректирующими мероприятиями по выявленным несоответствиям.
- Не реже одного раза в квартал нужно документировать результаты совещаний в формате протокола совещания с решением по анализу внутреннего контроля качества, контролирующими мероприятиями и мероприятиями по улучшению.
- Итоги по результативности внутренних контролирующих мероприятий нужно объединить в сводный отчёт. Он делается раз в полгода.
Доводите Отчет до сведения персонала на совещании по анализу результативности ВКК.
Информация о результатах контроля и принятых корректирующих мероприятий доводятся до сведения всех сотрудников:
- на совещаниях
- на конференциях
- на клинических разборах
- других организационных мероприятиях
ISO в медицине
Современная экономическая ситуация такова, что введение в организацию новых, но уже апробированных систем управления, гарантирует медицинским организациям увеличение эффективности работы при минимальных энергетических и экономических затратах.
Качество оказания медицинских услуг становится на порядок выше.
Самым простым и эффективным средством достижения данных целей становится система менеджмента качества (СМК), основанная на требованиях международного стандарта ISO 9001.
Международной организацией по стандартизации разработано несколько стандартов для здравоохранения на основе требований ISO 9001. Эти стандарты относятся к различным сферам деятельности в этой отрасли и имеют различный статус – стандарты, по которым осуществляется сертификация, руководящие указания, и стандарты, представленные в виде руководства и пояснений.
Помимо международных стандартов в отдельных странах разработаны собственные стандарты по применению ISO. В России процесс стандартизации (утверждение национальных стандартов с пометкой «ГОСТ Р» находится в бурном развитии в связи с текущей экономической, политической и демографической ситуацией, диктующей первостепенное значение развития системы здравоохранения и повышение ее эффективности.
Суть стандарта. Как правило, врачебные ошибки обычно связаны с человеческим фактором. Но, по словам Уильяма Эдвардса Деминга, 96% проблем обусловлены неправильной системой менеджмента, и только 4% – ошибками персонала.
Благодаря внедрению и поддержанию СМК в соответствии с ISO 9001, можно избежать большей части врачебных ошибок. Основная цель внедрения стандарта ISO 9001 в медицинских учреждениях – это возможность обеспечить потребителю оказание качественных услуг, которые будут соответствовать их требованиям. Также использование СМК позволяет улучшить условия труда (финансовые, психологические) самого персонала.
Независимая оценки качества оказания услуг МО
Установлена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»
Цель
- информирование граждан о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями;
- повышение качества деятельности медицинских организаций.
Критерии оценки
- открытость и доступность информации о медицинской организации;
- комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения;
- время ожидания предоставления медицинской услуги;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;
- удовлетворенность оказанными услугами.
Проводится
- в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Оценку проводят пациенты, заполняя интерактивную анкету на официальных сайтах всех органов государственной власти в сфере охраны здоровья и всех медицинских организациййучаствующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в сети Интернет. Такая же анкета на бумажном носителе может быть заполнена в медицинской организации.
- Результаты размещаются на сайте Bus.gov.ru
- Формируется рейтинг медицинских организаций.
ВЫВОДЫ
Система контроля качества (КК) и безопасности медицинской деятельности (БМД) намного более широкое понятие, чем контроль качества медицинской помощи (КМП)
КК и БМД включает:
- соблюдение прав граждан
- выполнение порядков и стандартов
- соблюдение безопасных условий труда
- безопасное обращение лекарственных препаратов
- безопасное обращение медицинских изделий
- соблюдение ограничений со стороны мед. работников
- экспертиза КМП в соответствии с критериями оценки качества МП
Понятие Качества МП включает достижение запланированного результата, т. е. эффективность деятельности МО в целом и при оказании МП каждому пациенту подразумевает достижение результата.
Работа врачебной комиссии не тождественна работе службы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности - работа этих двух структур должна быть функционально определена и взаимно скорректирована.
Литература
- Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / гл. ред. Г. Э. Улумбекова, В. А. Медик. - 2-е изд. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1144 с. - ISBN 978-5-9704-6723-7. - Текст: электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970467237.html
- Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник. Издание 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». М.: Буки Веди, 2021. 567 с. http://moscou-ecole.ru/2021/01/31/methodology-sci-research/
- Клинические рекомендации [Электронный ресурс Минздрава] – https://cr.minzdrav.gov.ru/#!/clin_recomend
- Перечень действующих в Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи (подготовлено экспертами компании "Гарант") [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/5755550
- Справка о стандартах медицинской помощи (подготовлено экспертами компании "Гарант") [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/5181709
- Справка о клинических рекомендациях (протоколах лечения) (подготовлено экспертами компании "Гарант") [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/57411597
- Презентация: Клинические рекомендации: от разработки до внедрения / Омельяновский В.В., генеральный директор; Сухоруких О.А., начальник отдела медицинского обеспечения стандартизации / ЦЭККМП [Электронный ресурс] – https://clck.ru/3295uy
Видео
- Видео: Корчуганова Е. А. Внутренний контроль качества в медицинской организации. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, 2022 [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/PkQeqXQo_a4
- Видео: XXIV Российский онкологический конгресс 2020 Сессия «Внутренний контроль качества как инструмент управления рисками медицинской организации» – Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности к.м.н. Шкитин Сергей Олегович, ООО «АльфаСтрахование – ОМС», Москва (XXIV Российский онкологический конгресс, 11-14 ноября 2020) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/UyEN2roSffE
- Видео: Управление рисками медицинской организации: методики и инструменты д.м.н. Березников Алексей Владимирович, ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва (XXIV Российский онкологический конгресс, 11-14 ноября 2020) (58:00) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/L5MFYu0Fk10
- Современные требования контроля качества и безопасности медицинской деятельности и качества оказания услуг во фтизиатрии. Лектор — к.м.н. С.Ю. Красноборова, Вебинар 30.11.2022 (1:10:35) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/ApV9AVJNEcw
- Видео: Правовые критерии качества и безопасности медицинской деятельности - Юлия Владимировна Павлова 19 нояб. 2020 г. (9:48) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/gBwbSYytvBc
- Видео: Управление качеством медицинской помощи и управление рисками в новой версии стандарта ISO 9001: как не построить бумажную систему / Петиченко Алина Владимировна / 27 февр. 2017 г. (34:57) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/EcBauu2V7o0
- Правовые риски при осуществлении профессиональной медицинской деятельности [Электронный ресурс YouTube] – https://www.youtube.com/playlist?list=PLX9lV96eyvZebNRWoG-Q55UsNsrzLmumd
- Видео: Экспертиза качества медицинской помощи / Кашерининов Юрий Робертович к. м. н., заведующий отделом контроля качества и безопасности медицинской деятельности ФГБУ "НМИЦ им.В.А.Алмазова" 0:00 Введение 5:08 Законодательная база 14:29 Задачи для проведения ЭКМП 18:44 Блоки экспертной единицы для оценки КМП 24:57 Ранжирование клинико-экспертных ошибок 35:43 Заполнение экспертной карты 37:14 Определение оценки КМП 48:28 Заключение 23 июл. 2021 г.(49:43 можно смотреть в ускоренном режиме 1,25) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/yCZ08MokQ70
- Видео: Что такое сертификация ISO и какие существуют стандарты? 12 мая 2016 (3:46) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/dGX3TClMBtE
- Видео: Правила обращения с медицинскими отходами в свете новых нормативных документов | Храпунова И.А., д.м.н. | ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора | 27.05.21 (1:27:13 – можно смотреть в ускоренном режиме 1,25) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/TJy-JTup16Q
- Видео: Порядок лицензирования медицинской деятельности ПП РФ N 852 / 13.09.2021 г. (37:18 – можно слушать в ускоренном режиме) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/S8In8G4RQuM
- Видео: Лекция Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования 9.03.2022 (25:45) [Электронный ресурс YouTube] – https://youtu.be/ZoXUnYCBar0
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/10103000
- Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (утв. 6 ноября 2011 года) [Электронный ресурс] – https://docs.cntd.ru/document/499002572?ysclid=l3zg1k8q6v
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[Электронный ресурс | Системы Гарант] – https://base.garant.ru/70684666/?ysclid=l8crmrozl3916388222
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/12191967
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/12180688
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – https://base.garant.ru/12185475/?ysclid=ler06b8zli198441527
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/74449814
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/12164247
- Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [Электронный ресурс] – http://ivo.garant.ru/#/document/12113020
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/10106035
- Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/71108018
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Национальный стандарт российской федерации. Системы менеджмента качества. Требования Quality management systems. Requirements ОКС 03.120.10. Дата введения 2015-11-01. Переиздание февраль 2020 г. [Электронный ресурс] – https://docs.cntd.ru/document/1200124394?ysclid=l4nzihamhz384337447
- Стандарты в области электронного здравоохранения и телемедицины [Электронный ресурс | Системы Гарант] – https://base.garant.ru/52490040/?ysclid=l4o1etk5cv401323297
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 3680-р «План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию и укреплению системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на 2021 - 2028 годы» [Электронный ресурс] – http://static.government.ru/media/files/9eEceLE3zKFgn1AZNQobbtvLvklprtuj.pdf
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/74710282
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. N 117н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) по экспертизе качества медицинской помощи». [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/400846110
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 сентября 2020 г. N 980н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга безопасности медицинских изделий» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/74848249
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2012 г. N 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» [Электронный ресурс] – https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=368340&ysclid=l4ocnmpijs879685070
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 декабря 2020 г. N 928н «Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/400164836
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. N 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/71675880
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 мая 2018 г. N 201н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/71950700
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/74676384
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. N 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования». [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/72243038
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2021 г. N 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/400761901
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2021 № 1108н «Об утверждении порядка проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации». (Зарегистрирован 30.12.2021 № 66772). Дата опубликования: 31.12.2021. [Электронный ресурс] – http://ivo.garant.ru/#/document/403336489
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/12169526
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/400163274
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"»Раздел XLIV. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/400342149
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»Раздел X. Требования к обращению с отходами. [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/400289764
- Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1048 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/401422536
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 г. N 638 "Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/71959160
- Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» [Электронный ресурс | Системы Гарант] – http://ivo.garant.ru/#/document/70197546
- Письмо Федеральной службы по аккредитации от 30 июля 2021 г. № 19842/05-МЗ «О применении нормативных и методических документов» [Электронный ресурс | Системы Контур] – https://docs.cntd.ru/document/608629066
- Письмо Министерства здравоохранения РФ от 15 марта 2017 г. N 21-5/10/2-1757. Рекомендации по предоставлению информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». [Электронный ресурс] – https://docs.cntd.ru/document/456054188?ysclid=l4o6gj64qw348291419
- МУ 3.3.2.1761-03 Порядок уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов. [Электронный ресурс] – https://clck.ru/qFRTY
- Му 3.1.2792-10. Методические указания. 3.1. профилактика инфекционных болезней. Эпидемиологический надзор за гепатитом В. [Электронный ресурс | Системы normativ.kontur.ru] – https://clck.ru/h2dfr
- Методические рекомендации от 6 августа 2007 г. N 5961-РХ «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте». [Электронный ресурс | Системы Кодекс] – https://docs.cntd.ru/document/902069127?ysclid=l41oh2qvnu