Найти в Дзене
vassabi0 - винтажная история

Михаил Врубель - автор "Демона" и керамист новатор

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - уникальный русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства: живописи, графике, театральных декорациях и скульптуре

Михаил Врубель и его картины https://diplomrf.ru/
Михаил Врубель и его картины https://diplomrf.ru/
Скульптуры "Лель" и "Царь Берендей" - автор Михаил Врубель. Конец 1890 - начало 1900 гг. Керамика, цветная глазурь. Фото автора из музея Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптуры "Лель" и "Царь Берендей" - автор Михаил Врубель. Конец 1890 - начало 1900 гг. Керамика, цветная глазурь. Фото автора из музея Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптуры "Египтянка" Абрамцевская гончарная мастерская, начало 1900-ых гг. Фото автора из музея Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптуры "Египтянка" Абрамцевская гончарная мастерская, начало 1900-ых гг. Фото автора из музея Всероссийский музей декоративного искусства

Не знаю как Вам, но мне Врубель знаком прежде всего как автор полотен "Демон сидящий" и "Царевна-Лебедь". Но это как говорится, только вершина айсберга. Помимо таланта живописца, многое художник сделал в керамике

Фрагмент картины "Демон сидящий" 1890 г, размер 116.5×213.8 см. https://artchive.ru/
Фрагмент картины "Демон сидящий" 1890 г, размер 116.5×213.8 см. https://artchive.ru/
Фрагмент картины "Царевна-Лебедь" 1900 г., размер 142.5×93 см. https://artchive.ru/
Фрагмент картины "Царевна-Лебедь" 1900 г., размер 142.5×93 см. https://artchive.ru/

В 1889 года в подмосковной усадьбе "Абрамцево", принадлежавшей предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову, создается экспериментальная керамико-художественная мастерская. В дальнейшем, здесь буду созданы настоящие шедевры из цветной обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью

Блюдо "Садко в гостях у морского царя" 1920-е г. Майолика, цветная эмаль, глазури. По работе 1900 года, первоначально исполнено для Товарищества М.С. Кузнецова 1896-1901 гг. Размер 47х60 см. https://goskatalog.ru/
Блюдо "Садко в гостях у морского царя" 1920-е г. Майолика, цветная эмаль, глазури. По работе 1900 года, первоначально исполнено для Товарищества М.С. Кузнецова 1896-1901 гг. Размер 47х60 см. https://goskatalog.ru/
Ваза "Поэт", начало 1890-х. Глина, эмаль, глазури, майолика, восстановительный обжиг. Высота 52,5 см. https://goskatalog.ru/
Ваза "Поэт", начало 1890-х. Глина, эмаль, глазури, майолика, восстановительный обжиг. Высота 52,5 см. https://goskatalog.ru/
Ваза конец XIX в. Майолика, цветные эмали, роспись. Высота: 14,5 см. Художественный гончарный завод "Абрамцево". https://goskatalog.ru/
Ваза конец XIX в. Майолика, цветные эмали, роспись. Высота: 14,5 см. Художественный гончарный завод "Абрамцево". https://goskatalog.ru/
Ваза декоративная "Сирины", конец XIX - начало ХХ вв. Глина желтая, цветные глазури, восстановительный обжиг. Высота 19 см. https://goskatalog.ru
Ваза декоративная "Сирины", конец XIX - начало ХХ вв. Глина желтая, цветные глазури, восстановительный обжиг. Высота 19 см. https://goskatalog.ru

В разные годы "Абрамцево" объединяло художников Виктора Васнецова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова, здесь начал свой творческий путь художника-керамиста Сергей Чехонин. Наибольший вклад в деятельность мастерской внесли Михаил Врубель и Петр Вакулин: они выполнили печи для усадебного дома и его флигелей, надгробие Андрея Мамонтова, скульптуры

Скульптура "Царь Берендей" 1899-1900, майолика. Высота 49 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Царь Берендей" 1899-1900, майолика. Высота 49 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Царь Берендей" 1899-1900, майолика. Высота 49 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Царь Берендей" 1899-1900, майолика. Высота 49 см. https://goskatalog.ru/

Михаил Врубель не имел какого-либо специального скульптурного образования, он обучался на месте у керамиста-технолога Петра Вакулина. Совместная работа гениального художника и талантливого керамиста дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства

Скульптура "Волхова", начало XX в. Майолика, поливы цветные, восстановительный обжиг, высота 41 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Волхова", начало XX в. Майолика, поливы цветные, восстановительный обжиг, высота 41 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Волхова". Конец XIX - начало XX вв. Глина, майолика. Размер:29x60 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Волхова". Конец XIX - начало XX вв. Глина, майолика. Размер:29x60 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Девушка в венке" ("Весна") 1890-е гг.Майолика, глазури цветные. Размер: 34,5 х 26,0 х 22,5 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Девушка в венке" ("Весна") 1890-е гг.Майолика, глазури цветные. Размер: 34,5 х 26,0 х 22,5 см. https://goskatalog.ru/

Первого "Демона" Михаил Врубель пытался вылепить не обладая необходимыми для создания скульптуры знаниями: из-за неправильно подготовленной глины огромная голова рассыпалась. С новым опытом, Врубель вновь возвращается к голове "Демона" и на этот раз скульптура удается. Но работу преследовал злой рок. В 1928 году, в Русском музее её вдребезги разбил душевнобольной посетитель. Реставратору Игорю Крестовскому удалось собрать все мельчайшие фрагменты и склеить скульптуру

Голова Демона. Майолика 1894 г. https://art.wikisort.org/
Голова Демона. Майолика 1894 г. https://art.wikisort.org/
Скульптура "Лель" 1899 - 1900 гг., майолика. Размер:45 х 29 х 16 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Лель" 1899 - 1900 гг., майолика. Размер:45 х 29 х 16 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Весна", конец  ХIХ в. Майолика, восстановительный обжиг. Размер: 32,5х45х23 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Весна", конец ХIХ в. Майолика, восстановительный обжиг. Размер: 32,5х45х23 см. https://goskatalog.ru/

С увлечением Врубеля керамикой, появляется скульптура "Египтянка" (1891−1896). Считается, что в ней изображена дочь Саввы Ивановича - Вера Мамонтова. На недавнем аукционе, Египтянка была продана за 1 млн 500 тысяч рублей. Еще одна работа - "Маска ливийского льва" (1891−1892) стала эмблемой Абрамцевской керамической мастерской

Скульптура "Египтянка" ("Тайна"). Конец XIX в. Керамика, глазурь цветная, обжиг восстановительный. Размер:30 х 20 х 21 см. https://goskatalog.ru/
Скульптура "Египтянка" ("Тайна"). Конец XIX в. Керамика, глазурь цветная, обжиг восстановительный. Размер:30 х 20 х 21 см. https://goskatalog.ru/

В конце 19 века, художник пришел к теме русского фольклора в керамике. Врубель создаёт свой знаменитый камин на сюжет из русского эпоса "Микула Селянинович и Вольга". Существует пять вариантов камина - один из них я видела во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства

Облицовка камина "Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем", Абрамцевская гончарная мастерская, конец 19 - начало 20 века, по эскизу 1899 г. Майолика, цветные глазури, восстановительный обжиг. Фото автора из музея Всероссийский музей декоративного искусства
Облицовка камина "Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем", Абрамцевская гончарная мастерская, конец 19 - начало 20 века, по эскизу 1899 г. Майолика, цветные глазури, восстановительный обжиг. Фото автора из музея Всероссийский музей декоративного искусства
Михаил Александрович Врубель. Художник за работой, фото 1898 года. https://ru.wikipedia.org
Михаил Александрович Врубель. Художник за работой, фото 1898 года. https://ru.wikipedia.org

Достоинства Абрамцевской майолики были высоко оценены и в России, и за рубежом. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году, Савва Мамонтов был награжден золотой медалью - как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель получил золотую медаль за свои работы: камин "Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем" и скульптуры по сюжетам опер

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!